Санкт-Петербург ул. Писарева, 20 +7 812 326‑41-41

15 марта

19:00

стоимость билетов: 1650-2100

концерт, 12+

Боярыня Морозова (концертное исполнение)

классика

Опера Родиона Щедрина (концертное исполнение).

Автор: Музыка Родиона Щедрина Либретто композитора на основе текстов из Жития протопопа Аввакума и Жития боярыни Морозовой

Театр: Мариинский театр

Продолжительность: 60 минут

Боярыня Морозова (концертное исполнение)
Источник: https://www.mariinsky.ru/images/cms/data/opera_repertoire2014/boyarina_morozova.jpg

В творчестве Родиона Щедрина жанр оперы долго находился на периферии, композитор обращался к нему изредка, с интервалом в десять-пятнадцать лет. Лишь в XXI веке, создав сразу три оперы – «Очарованный странник» (2002), «Боярыня Морозова» (2006) и «Левша» (2012–2013), Щедрин выдвинулся в первый ряд современных оперных композиторов.

Это произошло, конечно, не только за счет количества, но прежде всего благодаря художественному значению названных сочинений. В своих операх Щедрин обращается к вечным и важнейшим русским вопросам: о смысле человеческого существования, о жизни, ее ценности и цене, о душе и вере, о России, ее народе и властях, ее радостях и бедах. «Боярыня Морозова» (полное название: «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой») – русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных.

Либретто написано самим Щедриным на основе Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой, Жития протопопа Аввакума, писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трех исповедницах».

Идея этого произведения обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло отказ от оркестра). Щедрин прочитывает жития XVII века как русские «Страсти», и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра – «Страстями» Баха.

Близость заключается прежде всего в трактовке хора как соучастника действия (произносящего злые и жестокие слова царя Алексея Михайловича и других – не поименованных в опере – гонителей героинь) и как комментатора, свидетеля, жалеющего бедных страдалиц.

просмотров: 3
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения