Автор: Максим Горький
Театр-постановщик: Александринский театр
Актеры: Игорь Волков, Сергей Паршин, Иван Ефремов, Виктор Шуралёв, Илья Исаев, Валентин Захаров, Сергей Еликов, Дмитрий Бутеев, Владимир Минахин , Виталий Сазонов, Янина Лакоба, Мария Кузнецова , Мария Лопатина , Анна Селедец , Мария Медведева
Режиссёр: Никита Кобелев
Продолжительность: 3ч 15мин
Спектакль художественного руководителя Александринского театра Никиты Кобелева спустя полвека возвращает на Александринскую сцену одну из самых важных пьес не только русского, но мирового репертуара XX века. Сегодня драматургия Максима Горького оказывается созвучна нашему времени и свободна от трактовок советской эпохи.
Впервые Александринский театр обратился к пьесе «На дне» сразу после её создания, в 1902 году. Премьера не состоялась, последовал высочайший запрет на постановку сочинений Максима Горького на императорской сцене. «На дне» здесь впервые выпустил режиссёр Евтихий Карпов уже после Октябрьской революции, в 1919-м. В 1956-м вышел и в 1973-м был возобновлён спектакль, созданный Леонидом Вивьеном и Владимиром Эренбергом. Эта работа в разные годы и в разных составах собрала корифеев труппы, в спектакле играли: Василий Меркурьев, Николай Симонов, Константин Скоробогатов, Юрий Толубеев, Бруно Фрейндлих, Игорь Горбачёв, Ольга Лебзак, Валентина Ковель и другие.
Спектакль Никиты Кобелева — третья постановка пьесы «На дне» в Александринском театре. И одновременно третье обращение его художественного руководителя к драматургии Максима Горького. В 2015 году спектакль Никиты Кобелева по пьесе «Последние» был поставлен в Театре им. Маяковского в Москве, а в 2023 году состоялась постановка «Дачников» в Новосибирском театре «Старый дом».
В сообщество опустившихся, потерявших почти всё людей, живущих, можно сказать, «на обочине жизни», попадает странник, незнакомец Лука и своими действиями изменяет, пробуждает к жизни, трансформирует героев этой пьесы, что приводит их в конце к разным итогам. В «На дне» затронуто множество тем, таких как любовь и смерть, правда и ложь, вера в себя и своё призвание, работа и отказ от неё, поиск ориентиров и опор в жизни.
Подход Никиты Кобелева отличает пристальное внимание к смыслам произведения и проявление того, что их делает актуальными на данный момент. В новой работе режиссёра герои пьесы останутся по сути теми же бездомными, запутавшимися людьми, что и у Горького, но будут приближены к сегодняшнему дню. При этом, авторы спектакля хотели бы уйти от традиционного прочтения этой пьесы как бытовой, натуралистической, и рассказать эту историю образным, условным театральным языком.