Санкт-Петербург ул. Писарева, 20 +7 812 326‑41-41

25 мая

19:00

опера, 6+

Идоменей, царь Критский

Автор: Либретто Джамбаттисты Вареско

Театр-постановщик: Государственный академический Мариинский театр

Продолжительность: 2ч 50мин

Идоменей, царь Критский
Источник: https://www.mariinsky.ru/images/cms/data/opera_rep...meneo_semistaged/idomeneo_mikhailov2_by_razina.jpg

«Музыка в моей опере — для людей любого рода, за исключением длинноухих» — так с гордостью писал Вольфганг Амадей Моцарт своему отцу Леопольду по поводу «Идоменея». Однако судьба этой оперы оказалась непростой: успешная премьера в 1781 году, немногочисленные постановки в XIX веке... и неутешительный вердикт знатоков, вынесенный в начале XX столетия,  — музыка гениальная, но традиционный жанр итальянской оперы-сериа безнадежно устарел. Лишь во второй половине прошлого века началось возрождение «Идоменея», и к нашему времени он вернулся на сцены театров. Предание о критском царе, едва не принесшем в жертву богу Посейдону своего единственного сына, трактовали и как психологическую драму, и как античную трагедию, и как моральную притчу, и как пьесу о конфликте поколений, и как сюрреалистический спектакль о взаимоотношениях смертных с потусторонними силами, и как остроактуальный политический памфлет...

«Идоменей» — одно из самых смелых и новаторских произведений Моцарта. Как обычно, композитор не разрушает жанровый канон, но преобразует его изнутри. В увертюре к опере-сериа привычны трубы и литавры — пожалуйста, все это налицо, но у Моцарта увертюра не просто помпезное вступление, а страстная поэма о противостоянии рока и жертвы.

Опера-сериа состоит в основном из вереницы арий и изредка вкрапленных ансамблей — Моцарт превращает подобный «концерт в костюмах» в ряд психологических портретов и драматических диалогов. Внешне кроткую, но нравственно твердую пленницу Илию невозможно спутать с яростной, однако тоже глубоко страдающей Электрой. Стоическое благородство Идаманта носит совсем не ходульный характер: юный царевич полон чисто юношеского максимализма. Мрачные бездны в душе Идоменея озаряются его неподдельной любовью к сыну. Все эти контрасты сказываются и в ансамблях: терцете из второго акта и — особенно — квартете из третьего акта, где у каждого из героев своя мера страдания, и рок господствует над каждым.

Хоровые эпизоды придают «Идоменею» поистине трагический масштаб, особенно в сцене жертвоприношения из третьего акта. Здесь Моцарт откровенно ориентировался на оперы Глюка и даже, возможно, превзошел старшего мастера в остроте драматических переживаний.

просмотров: 82
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения