Санкт-Петербург ул. Декабристов, д. 34 +7 812 326 41 41

27 ноября

19:00

опера, 18+

Лолита

Автор: Музыка и либретто Родиона Щедрина по одноименному роману Владимира Набокова

Театр-постановщик: Государственный академический Мариинский театр

Актеры: Кристина Гонца, Владимир Мороз, Анна Кикнадзе, Александр Михайлов

Режиссёр: Слава Даубнерова

Продолжительность: 2ч 55мин

Лолита
Источник: https://www.shchedrin.de/fileadmin/_processed_/e/e/csm_Lolita_07_00bb590683.jpg
Лолита

С появлением «Лолиты» коллекция опер Щедрина, исполняемых в Мариинском театре, обретает полноту: здесь идут все оперы мастера. Написанная в 1992 году grand opera (определение автора) «Лолита» ставилась четырежды: мировая премьера прошла в Стокгольме (1994), потом оперу увидели в Перми (2003), в 2011-м — в немецком Висбадене, в прошлом году — в Национальном театре в Праге. Последняя постановка и переселяется на петербургскую сцену. «Пражская постановка — самая удачная, „слышащая“ мою партитуру,  — считает композитор,  — и также наиболее близкая к книге Набокова, поскольку, помимо сюжетности (каковая, конечно, сохранена), там найдена интересная интонация, сочетающая трагичность и нежность. Сам Набоков называл „Лолиту“ патетической книгой и скорбел, что критики не уловили ту нежность, которой она переполнена. Это колдовской текст, в восприятии которого нельзя ограничиваться одной лишь фабулой. Если цепляться за фабулу, то и многие романы Достоевского — просто судебные хроники или детективы... Главное — как это сделано, что вокруг. В этом и заключается искусство. Постановка в Праге осуществлялась именно с таких художественных позиций, а не для того, чтобы взять и пересказать якобы эротический сюжет. Поэтому там я вижу и чувствую бережное отношение к трагическим судьбам героев».

Пелагея Куренная, певшая заглавную партию в Праге, добавляет: «„Лолита“ не похожа ни на „Рождественскую сказку“, ни на „Левшу“, пусть даже временами я слышу какие-то его отголоски. Это совершенно другой стиль, который напоминает триллер с элементами мистики, с романтическими моментами. В самом начале оперы, на словах Гумберта „Лолита, грех мой, бедная, замученная девочка“, аккорды звучат как уколы в сердце; я слушаю их с содроганием... Опера поставлена потрясающим режиссером. Слава Даубнерова поместила в центр сцены вращающуюся конструкцию, так что картины плавно переходят одна в другую. Используется приглушенный свет, софиты направлены на главных героев, все вокруг оказывается в таинственном тумане; получилась словно бы 3D-опера. Лолиту Слава видит как угловатую, но милую девочку-пацанку. Для нее все начинается с игры, ведь у нее не было отца, ей лишь нужно было внимание нового человека. Лолита в первом акте и во втором — две разные музыки. Сначала это бегающая, прыгающая резвушка; во втором акте у нее меняется голос, добавляется лирика, кантилена, а в самом конце оперы — боль. Родион Константинович создал музыкально совершенно разных персонажей. У каждого — свой характерный мелос: у Куильти, у Шарлотты, Гумберта, Лолиты... Не отступив от романа, композитор перенес его в оперный жанр настолько талантливо, что ничего лучшего невозможно себе представить».

просмотров: 60