Шарль Гуно, младший современник Берлиоза, считал, что автор «Троянцев» сам пал под стенами Трои: сценическая судьба этой оперы доставила композитору немало горьких минут. На премьере, состоявшейся 4 ноября 1863 года в Париже в Лирическом театре, представлена была лишь вторая часть оперной дилогии — «Троянцы в Карфагене». Берлиоз испытал смешанные чувства — он был рад успеху своего произведения, но с трудом смирился с многочисленными купюрами, которые его вынудили сделать. Увидеть же целиком пятичасовую дилогию такой, какой он ее задумал, Берлиозу так не довелось. Театры ставили или первую или вторую часть.
История «Троянцев» в России началась спустя несколько лет после парижской премьеры. В 1867 году Берлиоз, приглашенный с концертами в Петербург, писал немецкому пианисту и музыкальному критику Бертольду Дамке: «...Вчера у меня собрались десять или двенадцать ведущих артистов и критиков России, и меня так упрекали за то, что я не привез ноты „Троянцев“...
Они хотят, чтобы большие фрагменты этого произведения были исполнены после шестого консерваторского концерта. Они все знают „Троянцев“ по клавиру...». Лишь спустя столетие с лишним «Троянцы» впервые были поставлены на петербургской сцене. Спектаклем Театра Санкт-Петербургской консерватории дирижировал Сергей Стадлер. Но основательно герои античного эпоса поселились в здании напротив: Валерий Гергиев, не раз дирижировавший масштабные симфонические и оперные опусы Берлиоза, давно мечтал о «Троянцах».