Санкт-Петербург Дворцовая наб., 32 +7 (812) 710-90-30

27 июня

19:00

стоимость билетов: 2000-2500

Премьера! музыкальный, 12+

Пиковая дама

драма

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Театр-постановщик: Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина

Режиссёр: Илья Архипов

Продолжительность:

Пиковая дама
Источник: https://vk.com/musichall_spb?z=photo-27793448_457293806%2Fwall-27793448_26255

К двум юбилейными датам — 185-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 135-летию премьеры — Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина представляет оперу «Пиковая дама» в постановке режиссёра Ильи Архипова.

«Три карты. Три судьбы. Один Петербург — как зеркало тьмы».

«Пиковая дама» — вершина оперного наследия Петра Ильича Чайковского. Вдохновлённый сюжетом повести Пушкина, композитор завершил партитуру всего за 44 дня — с января по февраль 1890 года, находясь в итальянской Флоренции. Письма композитора из этого времени полны волнения и творческой одержимости: он называл «Пиковую даму» одним из своих самых глубоких и зрелых произведений.

Либретто принадлежит брату композитора, Модесту Ильичу Чайковскому, который значительно переработал пушкинскую повесть, усилив любовную линию, углубив психологизм и превратив краткую новеллу в полноценную трагедию. Вместо легкой иронии Пушкина в опере звучит трагическое пророчество: здесь Герман — не просто игрок, а человек, идущий по пути саморазрушения под властью демонов собственной одержимости.

Чайковский писал, что хотел создать оперу, «в которой будет не только драматизм, но и истинная музыка, страсть и душа». В результате родилось произведение, где страсти не уступают по накалу шекспировским.

Новая постановка от Ильи Архипова станет переосмыслением классического текста через призму современного театрального языка и визуальной метафоры:

«Наша «Пиковая дама» предстанет как философская притча о природе страсти, границах разума и метафизике судьбы. Мы с командой выстраиваем спектакль как сложный театральный организм, в котором музыкальная партитура, визуальные образы, пластика и свет работают как элементы единого целого.

Особое внимание уделено образу Петербурга — городу, который обретает черты самостоятельного художественного персонажа. Архитектурные цитаты, холодная монументальность, зыбкие иллюзии проекций и готическая эстетика сценографии превращают пространство сцены в инфернальную модель мира, где не действуют привычные законы, а человек сталкивается с силами, выходящими за пределы его воли».

Музыкально-драматургическая концепция спектакля подчёркивает центральную тему оперы — конфликт иррационального и страстного начала с разумом и моральным порядком. Музыка Чайковского, насыщенная внутренним напряжением и резкими контрастами, трактуется с особой тщательностью: как художественное средство, раскрывающее невидимое — движение души, неразрешимость конфликта, предчувствие гибели.

Костюмы создают выразительный визуальный код спектакля, символический язык, раскрывающий архетипы персонажей. Графиня предстает как реликт аристократического прошлого. Герман — человек меж двух миров, белая ворона, чья одержимость ведёт к утрате личности. Лиза — воплощение светлого, но обречённого начала. Всё в этом спектакле — от деталей костюма до световой партитуры — работает на формирование сложного художественного пространства.

Демонические персонажи, окружённые тенями и хором «черных ворон», воплощают голос рока, сопровождающий Германа в его духовной катастрофе. Хоровые сцены, выстроенные как мистериальные действия, приближают оперу к обрядовому театру, в котором каждое движение и каждый звук имеют ритуальное значение.

Кульминацией спектакля становится сцена в игорном доме. Герман оказывается в золотой клетке, заключённый в своих пороках, безумии и иллюзиях. Последний выстрел — мистический жест, финальный аккорд духовной драмы.

Фабио Мастранджело, музыкальный руководитель спектакля:
«Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама», на мой взгляд, является вершиной оперного творчества композитора. Настоящий шедевр! Произведение отличается максимально точным воспроизведением глубоких психологических портретов главных героев посредством музыкального языка. Композитору удалось настолько близко совместить музыкальную и литературную части опер, что представить их друг без друга уже не кажется возможным. «Пиковая дама» — опера вне времени, зеркало, в котором каждый может увидеть свои страхи и стремления».

В «Пиковой даме» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина классика русской оперной сцены находит новое звучание — не нарушая музыкальной ткани Чайковского, постановка позволяет увидеть это произведение сквозь призму современного художественного мышления, обращённого к вопросам свободы, вины и предопределения.

Новая постановка от Ильи Архипова станет переосмыслением классического текста через призму современного театрального языка и визуальной метафоры.

 

просмотров: 4
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения