Несмотря на регулярное обновление СНиПов, в России подход к проектированию социальных объектов остается во многом советским, считают участники строительного рынка. Как отметил директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман, школа или детский сад необязательно должны быть типовыми.
— Обычно все школы у нас «коробочного» плана, — говорит он. — При желании сделать проект с визуально легкими конструкциями потребуются дополнительные согласования. Действующие нормы строительства очень строгие и однозначные: окно должно быть слева, стол — справа, доска — там.
По его словам, в школах практически нет возможности трансформировать пространство, например, для групповой работы. А жесткая расстановка парт в классах и отсутствие достаточного количества открытых пространств не позволяют ученикам полноценно общаться.
— Безусловно, индивидуальный проект всегда сложнее в реализации, поскольку требует больше согласований и финансов, — добавил Фельдман. — Но с точки зрения качества продукта и создания комфортной образовательной среды это правильное решение.
Примером интересных образовательных проектов эксперт назвал школы в Северной Европе. Это здания необычной архитектуры, внутри обычно много света, продуманы зонирование и функциональность пространств.
— Но архитектура и внутренние планировки соцобъектов в Европе во многом обусловлены их демократичным подходом к образованию и воспитанию в целом, — добавил он. — Можно перенять их видение в части организации общественных пространств в школах — делать их мультифункциональными и трансформирующимися под разные задачи. Уверен, что у нас тоже можно строить такие объекты, даже с учетом жестких требований по этажности, размещению классных кабинетов и других моментов.