+7
Визитеры прибыли на завод вовремя. Пресса собралась на 2,5 часа раньше, зато узнала, что благодаря белорусско-российской кооперации удалось повысить локализацию продукции с 78 до 98%, причем оставшиеся проценты импорта почти тотально покрывают белорусские производители — поставляют колеса и стекла для тракторов. Единственное, что осталось тракторах «Кировец» от азиатских партнеров — аудиосистема.
Как позже станет известно, Беларусь поставляет на завод порядка 40 деталей, от карданного вала и кондиционера до мелких узлов, а около 20 белорусских специалистов прошли на заводе обучение и получили сертификаты.
Предполагалось, что во время экскурсии внимать словам директора завода Сергея Серебрякова делегация будет с помощью радиогида. За сорок минут предстояло обойти цеха по сборке коробок передач, по производству ведущих мостов и тракторный конвейер, где ни на минуту не останавливалась работа и грохотало оборудование.
В последний момент от этой идеи почему-то отказались, и яркую речь об успехах завода в деталях расслышали только Александр Беглов и Роман Головченко.
Под гул работающих механизмов и любопытные взгляды рабочих делегация посмотрела на работу металлообрабатывающего станка, через темные очки поглядела на лазерную установку, заглянула в термическую лабораторию.
Во время переходов и редких мгновений тишины до собравшихся долетали пылкие фразы Серебрякова:
— Здесь будет высокая степень роботизации. Производство позволит выйти на 10 тысяч в год, будет одно из самых крупных трансмиссионных в России, — говорил он в цеху по сборке коробок передач.
— Я сказал, что надо менять систему образования, мастера относятся к студентам как к обузе. Что я сделал — договорился с комитетом образования… — энергично жестикулировал директор.
— Капот не гниёт не ржавеет, — объяснял Серебряков технологию нанесения лакокрасочного покрытия в тракторном конвейере, но фразы его тонули под толщей заводского шума.
Тем не менее, делегатам удалось вынести из экскурсии полезное. На финишной прямой двое отделились от группы и оживленно обсуждали детали «Кировца» у стенда с образцами фар и зеркал заднего вида.
— Мне протяжки понравились, ты в курсе да?
Важные цифры до общественности донесли позже, с помощью телеграм-канала Смольного: за 6 месяцев завод отгрузил 58 тракторов на 727 млн рублей. На фоне предыдущих годов динамика впечатляет: в 2022-м отгрузили 39 на 177 млн рублей, в 2023-м — 65 на 432 млн рублей.
Печальнее всех выглядели журналисты: усилия службы безопасности белорусской стороны оставили в знаниях о заводе громадные белые пятна. Не помогли даже рекомендации Евгения Григорьева держать лицо и улыбаться.
— Видимо, у всех будут огненные репортажи, — вздыхала у выхода сотрудница телеканала.
— Не благодарите, — грустно пошутили заводчане.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»