Фото: АО «ЗСД»
Поделиться
Общая стоимость строительства II-IV этапов Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) в Петербурге составит 241 млрд рублей. Начнут в 2024-м.
Смольный разработал проект изменений в городскую программу по развитию транспортной системы, стало известно «Фонтанке» 3 июля. Помимо прочего, туда добавляют строительство платной ШМСД от Витебского проспекта до КАД длиной 14,1 км. Бюджетные расходы составят 160 млрд рублей: примерно по 20 млрд в 2025 и 2026 годах, и по 28–32 млрд в 2027–2030-м.
Поделиться
Однако к этому добавляют внебюджетные средства в размере 81 млрд: от 2,6 млрд в 2025 году, до 33 млрд в 2027-м и 12 млрд — в 2031-м. В итоге именно в 2027 году ожидается самое крупное общее финансирование проекта (61 млрд), а совокупная стоимость стройки составляет 241 млрд.
Поделиться
Из этой суммы около 70 млрд уйдет на левобережные этапы — от Витебского проспекта до Софийской и от Софийской — до Глухоозерского шоссе. Самым дорогим этапом станет следующий — от Глухоозерского шоссе до Союзного проспекта. «Фонтанка» рассказывала, что переход через Неву предусматривает строительство низководного разводного моста в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Для платной трассы это нетривиальный подход, однако инженеры намерены обеспечить разводку и сводку в течение 2 минут, а проектировщики считают, что по ночам трафик здесь будет небольшой.
Фото: АО «ЗСД»
Поделиться
В пояснительной записке говорится, что в настоящее время прорабатывается вопрос о выделении из федерального бюджета Петербургу ассигнований до 90 млрд рублей на реализацию проекта. «Объем средств бюджета Санкт-Петербурга будет впоследствии пересмотрен по мере согласования размера и графика поддержки проекта за счет средств федерального бюджета», — пишут авторы.
Относительно стоимости II-IV этапов в разное время называли разные суммы — от 180 млрд до 300 млрд рублей. Самые серьезные ставки сделали на совещании с президентом России, где была презентация на 410 млрд рублей. В эту сумму входило создание прилегающей улично-дорожной сети и подготовка территории, однако именно там состоялся спор внутри правительства РФ, в который автоматически оказались вовлечены губернаторы Петербурга и Ленобласти. В общих чертах, обсуждали приоритетность и порядок строительства (а значит и финансирования) двух проектов в ШМСД и КАД-2.
«Мы серьезно с ними работаем по оптимизации, часть затрат сняли, — говорил вице-премьер Марат Хуснуллин о проектировании Широтной магистрали. — После проработки и понимания полной стоимости, мне кажется, к этому вопросу еще раз надо вернуться». Вскоре стало известно, что левобережные этапы ШМСД отправляют на перепроектирование — в том числе в целях удешевления.
О стоимости и стесненных обстоятельствах говорил и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко: «Предстоит найти технические решения, чтобы уйти от космических ценников концессионеров и реализовать проект в 2028 году». В его регионе построят два последних этапа ШМСД, которые пойдут отдельными ветками от КАД, концессия на 110 млрд там уже подписана (подробнее о стоимости и условиях соглашения — читайте здесь).
Петербургскую часть трассы тоже будут строить по концессии. «Начало реализации запланировано на 2024 год путем заключения концессионного соглашения на право строительства и эксплуатации II-IV этапов ШМСД в порядке частной инициативы», — говорится в проекте изменений в госпрограмму города. Говоря о том, какое значение магистраль имеет для Петербурга, авторы документа пишут о скоростной связи восточных и южных районов с центром города, о создании кратчайшего выхода из грузовых районов «Большого порта Санкт-Петербург» на автомобильные дороги, о разгрузке КАД, трасы «Кола» и М-11, о развитии прилегающих территорий.
Если в Ленобласти к строительству подключились ВТБ и банк «Россия», то в Петербурге несложно обратить внимание на компанию «Широтная магистраль Северной столицы». Ее когда-то под другим названием учреждал ВТБ, а сейчас возглавляет Антон Новиков, председатель совета директоров компании «ПУСК-ЛИМАК-Север», среди участников которой «ВТБ Инфраструктурный холдинг». Именно «ПУСК-ЛИМАК-Север» достраивает Витебскую развязку ЗСД по отдельному допсоглашению к концессии с «Магистралью Северной столицы».
Развязка одновременно является первым этапом Широтной магистрали и связывает ЗСД с Витебским проспектом. Про нее в Смольном уточняют: «обладает самостоятельным транспортным значением». То есть не зря построили, даже если дальше дело не пойдет.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»
Фото: АО «ЗСД»