Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Поделиться
Изготовитель буксира-ледокола для Петербурга отклонил все предложения местных компаний по поставке главного двигательного оборудования. Они были готовы заменить Wartsila и Rolls-Royce, но цена в юанях уже некоторых заставила писать в прокуратуру.
Исполнитель контракта — «Верфь братьев Нобель» — объявил запрос предложений в середине марта. В извещении значилась «поставка главного двигателя для судна проекта 3262». Это самый ключевой и проблемный узел будущего буксира ледокольного класса, с ним и так-то много неясного, но все оказалось еще интереснее.
«Фонтанка» рассказывала о том, как проект буксира в пару к работающей в городе «Невской заставе» шел к контракту еще с 2017 года. В 2019 году судно «Нарвская застава» уже почти собрались строить, но случилась смена руководства в ответственном комитете по природопользованию, потом пришла пандемия и все заморозили. Уже в 2024 году контракт все же заключили, стоимость выросла к тому времени в полтора раза — до 1,8 млрд рублей.
«Верфь братьев Нобель» располагается в Рыбинске и ведет свою историю от начала XX века, когда строить предприятие решило «Товарищества Нефтяного Производства Братьев Нобель» («Бранобель»). Впоследствии меняло название несколько раз, в 1990–2000-х существовало как ЗАО «Рыбинский судостроительный завод». Несколько лет назад его приобрело АО «Концерн Калашников», входящее в «Ростех». Сейчас производственные мощности предприятия позволяют строить морские и речные суда дедвейтом до 6500 тонн, длиной до 140 метров, шириной до 17 метров и спусковым весом до 2700 тонн.
Основная же проблема была даже не в деньгах, а в проекте. В прошлый раз ледокол рисовали еще только на предыдущем витке международных санкций; так что в нем вполне органично смотрелись головные двигатели 1800 кВт ведущего производителя — финские Wartsila 9L20, а также винто-рулевые колонки Roolls-Royce. Купить такое сейчас у порвавших отношения с Россией компаний — утопия.
В начинке буксира, по проекту, вообще было огромное количество иностранных комплектующих, но именно двигатели — самое сложное. Как и чем их заменять — большой вопрос, особенно учитывая, что все в один голос твердят: никакого перепроектирования не будет, разве что корректировки. В эту формулировку можно спрятать сколь угодно большие изменения, но под установку главных узлов надо менять и конфигурацию корпуса. Глава комитета по природопользованию Александр Герман на прямой вопрос «Фонтанки» в феврале отвечал, что речь идет о других двигателях и других установочных местах.
Фото: Инженерный центр судостроения
Поделиться
Много это или мало? Контракт на сопровождение строительства еще в 2023 году Смольный заключил с одним из проектировщиков — ИЦС, который по данным «Фонтанки», активно искал желающих и способных внести изменения в документацию. Стоил он 15 млн, но его уже расторгли, и на днях сопровождение разыграли по новой — только теперь на 40 млн. В требованиях к исполнителю говорится, что он «осуществляет техническое сопровождение корректировки проекта судна», проверяет соответствие между техпроектом и техзаданием «в части характеристик заменяемого оборудования и конструктивных решений». Но там же оговорено, что подрядчик «контролирует ход проектирования судна, включая качество разработанной проектной документации». Напомним, проект разработан давным-давно.
АО «Концерн Калашников» пояснил, что государственным контрактом предусмотрена разработка технического проекта и рабочей конструкторской документации, «в рамках которых возможно изменение оборудования». «При этом основной корпус, обводы которого зарекомендовали себя на «Невской заставе», практически не изменяется», — заявили там «Фонтанке».
В извещении о запросе предложений значился именно главный двигатель, стоимость — 300 млн рублей. Претендентов нашлось немало, ведь в кои-то веки отечественным компаниям не противостоял по умолчанию зарубежный гигант, им самим надо было привезти оборудование под большой проект. Заглянув в документацию, они удивились, задали уточняющие вопросы и получили от «Верфи братьев Нобель» разъяснения: да, действительно, помимо двигателя надо поставить в комплексе и винто-рулевые колонки. В общем, надо заменить не только Wartsila, но и Rolls-Royce.
Судя по исходным техническим требованиям, по-прежнему требуется два 4-тактных двигателя по 1800 кВт, буксир должен развивать скорость до 11 узлов, а в сплошном ровном льду — один узел. Номинальная частота вращения коленчатого вала — 1650 об/мин, минимальная частота вращения двигателя — 600 об/мин, топливо — дизель ДТ ЕВРО. Две винто-рулевые колонки ставятся на корме, диаметр каждого стального 4-лопастного гребного винта — около 2,4 метров. Оборудование должно быть сертифицировано Российским Морским Регистром Судоходства, а в перечне документации для двигателей еще и указан «документ, подтверждающий происхождение оборудования на территории РФ».
Несмотря на неожиданный комплект оборудования, свои предложения прислали пять компаний, все — петербургские: ООО «Морские решения», ООО «МТ-Групп», ООО «Северная столица», ООО «МСС» и ООО «МПС». Их цены стартовали от 252 млн и выше, но в итоге отклонили всех. У каждой нашли отступления от исходных технических требований и другие огрехи в документации.
Самая курьезная ситуация — с ООО «МПС» («Морские пропульсивные системы») Сергея Сумкина. Дело в том, что в извещении значилась максимальная цена юанях: 24 102 000,00 у.е. по курсу ЦБ РФ 12,5756 руб./юань. В окончательном титуле значатся уже 303 203 160 рублей. Судя по протоколу, «МПС» подало предложение примерно в 23,9 млн юаней, то есть даже ниже китайского варианта. Но курсы меняются, на момент рассмотрения заявки юань стоил уже 12,6979 рублей, так что выходило 303,4 млн рублей — то есть на какие-то 200 тысяч выше максимальной цены. Заявку по этой причине тоже отсекли.
По данным «Фонтанки», обращения в прокуратуру, ФАС и комитет по природопользованию написала компания, которая в запросе не участвовала — петербургское ООО «Судовые движительные комплексы» (ООО «СДК»). Главная претензия — именно в необоснованном, по мнению заявителя, объединении двигателей и колонок. «Данное оборудование не является комплектом, а представляет собой различные по назначению оборудования судна, — пишет компания. — Главный двигатель является источником энергии, предназначенной для приведения в действие судового движителя, которым является винто-рулевая колонка (ВРК). ВРК преобразует механическую работу главного двигателя в упорное давление, что обеспечивает поступательное движение судна, а также управление судна по курсу. Главный двигатель и винто-рулевая колонка имеют разную технологию производства».
Интригу компания видит так: заказчик намерено собрал разную сложную технику в один лот, чтобы купить «более дешевое и менее качественное иностранного оборудование», сославшись на то, что «оба элемента оборудования никто из российских производителей поставить не может». Откуда иностранное? Из КНР, конечно, пишет «СДК»: «Данное обстоятельство косвенно подтверждается установленной в Извещении закупке максимальной (начальной) цены договора в размере 24 102 000,00 у.е.».
Вывод компании такой: нарушается принцип приоритета отечественной продукции, закрепленный правительственными постановлениями, а также принцип конкуренции в целом. Само ООО «СДК» готово поставить винто-рулевые колонки, но двигатели — не его профиль.
Совладелец и гендиректор компании — Иван Положий, контр-адмирал запаса, в прошлом командир 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и начальник штаба Ленинградской военно-морской базы. Он не впервые жалуется на отсутствие внимания к отечественным заводам. В интервью «Фонтанке» в 2022 году он говорил: «[Заказчики] с важным видом читают в газетах про импортозамещение, после чего посылают далеко и надолго организаторов новых российских производств». Причем резоны таких заказчиков он описывал рационально: «За некоторое время до начала спецоперации нам заказали несколько винто-рулевых колонок по 255 млн рублей каждая — где-то 3 млн долларов в тогдашних ценах. С конца апреля курс доллара к рублю упал, и заказчику теперь намного выгоднее за те же 3 млн долларов заказать такие же колонки у китайцев — почти 75 млн рублей экономии. И нет никакого резона заморачиваться с импортозамещением».
В АО «Концерн Калашников» не считают, что соединили несоединимое. «Двигатели, валовая линия и ВРК — это пропульсивная система/комплекс, компоненты которой механически зависят друг от друга, — говорят в пресс-службе. — Они должны быть сопряжены по мощности, частоте вращения, присоединительным размерам. Если поставка пропульсивного комплекса (ГД+ВРК+валовая) осуществляется одним поставщиком — это исключает проблему разделения ответственности за каждый элемент».
Для обывателей, а не промышленников, главный вопрос — будет ли вообще этот ледокол и когда. Он нужен в компанию единственному пока в Петербурге аналогичному буксиру «Невская застава» для проводки судов, разрушения льда, аварийно-спасательных операциях на воде и т.д.
Контракт рассчитан до конца 2026 года. В комитете по природопользованию говорят, что конкретные марки и модели оборудования, выбираются поставщиком. «Комитет не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность генерального подрядчика. В связи с чем, комментировать технические вопросы процедуры закупок АО «Концерн «Калашников» и ООО «Верфь братьев Нобель» не представляется возможным, — сообщили «Фонтанке» в пресс-службе. — Какие-либо основания говорить о задержке срока строительства ледокола в настоящее время отсутствуют».
Но, кажется, суть вопроса чиновники улавливают и без журналистов. «Вместе с тем, необходимо отметить, что даже для таких технически сложных систем, как главный двигатель и винто-рулевые колонки существуют отечественные производители, в том числе на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые способны решить проблему импортозамещения», — добавляют в комитете.
В АО «Концерн Калашников» «Фонтанке» сообщили, что производитель колонок и двигателей будет определен в процессе повторной закупки. «В настоящий момент предпосылок к изменению сроков постройки буксира нет», — сообщили в пресс-службе.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фото: Инженерный центр судостроения