Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ
Поделиться
Совокупная выручка крупнейших автосалонов Петербурга в 2023 году выросла на 64% и составила 429 млрд рублей, следует из данных системы СПАРК, основанных на опубликованной в открытых источниках отчетности компаний. Совокупный финансовый результат (общая прибыль с учетом убытков у некоторых игроков) по итогам года получился в районе 2,6 миллиардов.
После разгромного падения в 2022 году рынок восстанавливается ускоренными темпами и замедляться пока не планирует, но ему пока далеко даже до уровня 2021 года, который и так не был самым удачным, с точки зрения продаж.
«Фонтанка» изучила финансовые результаты почти двух сотен компаний и двух десятков автодилерских групп, которые работают преимущественно в Петербурге, и федералов, которые владеют в городе салонами. Некоторые местные дилеры, которые представлены одной-двумя компаниями, записаны в рейтинге по названию крупнейшего юридического лица.
Самую большую выручку традиционно показала «дочка» федерального автодилера «Рольф» — 86,5 млрд рублей, что оказалось на 52% больше, чем годом ранее. При этом чистая прибыль «Рольф Эстейт Санкт-Петербург» упала примерно настолько же — с 974 до 493 млн рублей. В целом по России группа увеличила выручку до 339,1 млрд рублей (+42%), а ее чистая прибыль сократилась до 5,8 млрд (-53%).
Несмотря на все потрясения — от ковида до санкций — «Рольф» остается одним из самых привлекательных активов на российском рынке. В феврале 2024 года Московский районный суд Петербурга удовлетворил требование Генпрокуратуры о национализации группы компаний. Пока об удачных случаях оспаривания подобных решений неизвестно, при этом уже сложилась практика, когда активы вскоре передаются в частную собственность. Кому по итогу достанется автодилер — пожалуй, одна из главных интриг года.
На втором месте по объему выручки в 2023 году расположилась группа «Максимум», в структуре продаж которой тоже преобладают автомобили с пробегом. Как по подержанным, так и по новым автомобилям ее результаты превысили уровень 2022 года и приблизились к показателям 2021-го. Совокупная выручка компаний холдинга выросла на 77%, до 40,9 млрд рублей. Чистая прибыль снизилась на 6,5%, до 313 миллионов.
На третьем месте раскинулось «Автополе». Реорганизованная в прошлом году группа предпринимателя Сергея Моренкова увеличила выручку почти в 2,5 раза, с 15,7 до 38,3 млрд рублей. Чистая прибыль осталась примерно на том же уровне — 399,6 млн рублей против 404,5 годом ранее (-1,2%). Это один из лучших результатов по динамике выручки и прибыли среди крупнейших игроков рынка.
Четвертое место за холдингом «Аларм-Моторс». Выручка входящих в его состав компаний увеличилась на 87%, с 19,8 до 37 млрд рублей, чистая прибыль — сократилась с 563,6 до 209,4 млн рублей. Замыкает пятерку группа «Аксель», салоны которой помимо Петербурга работают в Мурманске и Архангельске. Общая выручка компаний из трех регионов в 2023 году выросла на 20%, с 20,4 до 24,5 млрд рублей, однако против чистой прибыли (817,7 млн рублей) в 2022 году год спустя организации зафиксировали совокупный убыток на уровне целых 1,27 млрд рублей. Особенно сильно ушли в минус ООО «Аксель-моторс» (535 млн) и «Аксель-сити» (457 млн). Ранее дилер специализировался на ушедших из России брендах: «Фольксваген», «БМВ», «Тойота» и «Лексус». Теперь в его списке марок есть «Москвич», китайские Changan, Exeed, BAIC и Tank.
За пределами топ-5
Еще один автодилер, который в прошлом ориентировался на западные бренды, «Вагнер», не попал даже в первую десятку. Выручка группы снизилась на 2,6% и составила 8,7 млрд рублей, чистая прибыль в размере 266 миллионов сменилась убытком на сумму 224,6 млн рублей. Сейчас «Вагнер авто» торгует четырьмя китайскими брендами, двумя потомками западных марок (Solaris и Jetta), Citroen и мотоциклами Benelli. Перспективы развития у сети есть. На днях её приобрела возникшая в 2020 году московская группа «Авторитэйл» с амбициями крупного федерального игрока и реноме очень близкого партнера группы «ГАЗ».
В то же время дилеры, делающие упор на продажу российских и китайских брендов существенно улучшили результаты. Например, выручка сети «Прагматика», в салонах которой представлены автомобили «Лада», «Киа», Kaiyi, Changan и Geely, подскочила с 11,7 до 20,1 млрд рублей (+72%). Правда совокупная чистая прибыль у компаний сети сократилась с 158,6 до 94,6 млн рублей. Более удачный пример — группа «Лада-Центр» (ООО «Р-Моторс Лада»). Выручка компании увеличилась почти вдвое с 6,5 до 12,6 млрд рублей, чистая прибыль — в девять раз, с 6,6 до 62 млрд рублей.
Группа компаний «Автопортрет», принадлежащих предпринимателю Василию Индюкову и его партнерам, может похвастаться ростом выручки в 2,5 раза и прибыли почти вдвое — до 10,4 млрд и 321 миллиона рублей соответственно. Группа известна в городе как дилер Haval, но с 2023 года она также начала продавать автомобили Jetour. Схожую динамику продемонстрировал «Элан-Моторс» (ООО «Реформа») — выручка и прибыль дилера Haval, Chery, Changan и УАЗ выросли примерно в 2,5 раза.
Впрочем, ориентация на продажу «китайцев» и АвтоВАЗа — не панацея и не гарантия высоких результатов. Дилер «Карс Фэмили» (Jetour, Geely, Lada), к примеру, один из немногих, кто столкнулся со снижением выручки — почти на 10%, а также вместо небольшой прибыли в 2022 году ушел в минус на 176,3 млн рублей.
Помимо «Рольфа» на петербургском рынке присутствуют и другие федеральные игроки, в том числе «Ключавто», «Мейджор Авто» и «Автодом». Салоны первого расположены в городе по трем адресам. Предположительно, их выручка в 2023 году увеличилась на 76%, в то время как выручка головной компании автохолдинга ООО «ГК СБСВ-Ключавто» выросла в пять раз, до 52,1 млрд. Чистая прибыль условно «петербургских» юрлиц (поскольку, войдя в состав группы, они сменили прописку на Краснодарский край) превратилась в убыток, а во всему холдингу — упала в 1,8 раза. Именно «Ключу» долгое время «сватали» «Рольф», его топ-менеджеры даже взяли лиреа российского рынка под свой контроль, но потом все переиграли, и теперь краснодарцам приходится идти дальше в одиночку.
В то же время основная компания группы Major Auto (ООО «Авто Сити») увеличила выручку в 3,2 раза, до 72,4 млрд рублей. Её чистая прибыль выросла девятикратно и превысила один миллиард рублей. В Петербурге у автодилера два салона. Предположительно, они закончили год с выручкой 5,2 млрд (-16%) и чистой прибылью 85,9 млн рублей (-77%).
Петербургские салоны «Автодома» управляются филиалом одноименного акционерного общества, так что вычленить их результаты из общего числа для чистоты эксперимента трудно. В целом компания увеличила выручку (на 30%, до 54,1 млрд), но серьезно сократила прибыль — аж в 42 раза, с 2 миллиардов до 50 млн рублей.
Рост выручки автодилеров в годовом выражении может быть связан с тем, что в 2022 году большинство концернов объявили, что приостанавливают работу или уходят из России, что привело к большой неопределенности, дилеры начали закупать и продавать автомобили новых марок и только в 2023 году основной пул китайских брендов окончательно пришел на рынок и расширил свой модельный ряд, отмечает эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов.
«В 2023 году уже и дилерские сети сформировались, и количество брендов увеличилось, и те бренды, которые уже были на рынке, расширили свой модельный ряд. 2022 год был переходным», — говорит он.
Что касается прибыли, по мнению эксперта, в 2022 году показателям дилеров помог вторичный рынок. На фоне сильных колебаний курса доллара к рублю, цены на автомобили с пробегом также были нестабильны, и в определенные моменты этот сегмент был очень маржинальным. В 2023 году первичный рынок почувствовал себя лучше, продажи на вторичном рынке уже были не в тех объемах и не нашли отражение в столь же красивых цифрах как год назад.
Как следует из данных Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году количество проданных новых автомобилей сократилось на 58,8% по сравнению с предыдущим годом, а в 2023-м рынок вырос на 57,8%. Может показаться, что падение полностью самоустранилось, но это не так. Ведь рост 2023 года отсчитывается от более низкого уровня 2022 года, а не от более высокого 2021-го.
С точки зрения объемов продаж, по оценке Дениса Гаврилова, рынок еще не восстановился до уровня 2021 года. К слову, и в тот год объемы были не самым впечатляющими. Продажи были примерно на уровне 2020 года, а он отличился падением.
Восстановительный рост 2023 года отразился также в динамике автокредитования. По данным Национального бюро кредитных историй, объем выданных в Петербурге автокредитов за 2023 год вырос на 80,1%, до 78,6 млрд рублей. В первом квартале 2024 года рост ускорился — за три месяца в городе выдали на 83,5% больше кредитов на покупку автомобиля, чем за аналогичный период прошлого года. Петербуржцы набрали займов на 26,3 млрд рублей, в то время как всего по стране их было выдано на 508,5 миллиардов, что стало рекордом за все время наблюдений.
«Действительно, мы наблюдаем высокие темпы продаж, даже более высокие, чем прогнозировали в конце 2023 года. Среди факторов роста можно выделить отсутствие дефицита автомобилей на рынке в 2024 году. Кроме того, благодаря совместным программам автобрендов и банков удается удерживать уровень ставок на доступном уровне (средний показатель для новых авто 13–14%), что поддерживает клиентский спрос. Также его увеличению способствуют дополнительные скидки и акции от автопроизводителей», — комментирует Арсений Нагин, управляющий директор департамента автокредитования Росбанка.
Денис Гаврилов отмечает, что рынок в первом квартале был больше «рынком покупателя», потому что у дилеров накопились большие запасы автомобилей 2023 года выпуска, и они стремились расчистить склады. Клиентов привлекали большими скидками. В частности, «Москвич» скинул 25–30% от цены своих автомобилей, вспоминает эксперт.
Стоит отметить, что с начала года импорт машин резко замедлился. Сказывается охлаждение рынка и переполненность складов дилеров машинами. После пустоты на них осенью-зимой 2022 года было логично импульсивное стремление продавцов покупать все, что можно и любыми путями.
Очень показательно в этом свете наблюдать за изменением графы «Запасы» в отчетности у дилеров. Только у трех десятков петербургских компаний прирост за год составил 13 млрд рублей (36 миллиардов на 31 декабря 2023 года). А у одного только официального импортера Chery (АО «Чери Автомобили Рус») этот показатель за год вырос с 18 до 150 миллиардов.
«Что будет дальше по году? В принципе рынок нашел какой-то свой уровень, если говорить про количество автомобилей, проданных за месяц. Но что касается денег, тут опять же все зависит от ценообразования, насколько сильно будет меняться стоимость машин. Некоторые игроки будут сокращать дилерскую сеть. Это тоже может повлиять на финансовые показатели», — прогнозирует Гаврилов.
Кроме того, фактором неопределенности остается курс рубля. Сейчас он стабилизировался, но резкие колебания, которых в нынешнее неспокойное время исключать нельзя, могут привести к росту инфляционных ожиданий населения. Именно они и заставляют людей бежать в автосалоны и срочно прятать деньги от инфляции. Делать это, в бытовом представлении, полагается немедленно, поскольку «уже завтра все может подорожать». Как показывает практика, даже высокие ставки по кредитам, не до конца сдерживают этот натиск.
«Мы ожидаем, что во 2-м полугодии ключевая ставка начнет постепенно снижаться, что окажет положительное влияние на рынок. Также в связи с насыщением рынка новых автомобилей, выхода новых брендов и увеличением объема производства новых авто, можно прогнозировать постепенный рост объема и доли кредитов на новые авто», — говорят в Росбанке.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»
Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ