Фото: Огнев Михаил/«Фонтанка.ру»
Поделиться
На российских торговых площадках сложилась ненормальная ситуация — цены на одни и те же смартфоны в маркетплейсах и официальных магазинах различается, порой, в два раза.
И дело не в жадности «официалов», а в том, что малоизвестные продавцы на торговых площадках получают свои товары, в лучшем случае, в обход легальных импортеров. А зачастую речь идет о банальных подделках. «Фонтанка» изучила ассортимент маркетплейсов и нашла таких примеров с добрый десяток. А если же покупка окажется подделкой, говорят эксперты, пенять придется на себя.
Уравнение с бесконечными неизвестными
На «Озоне» Honor X9a 8/256 ГБ предлагают за 19,7 тысячи рублей, на Я.Маркете за точно такой же просят 22,2 тысячи. Все же 2,5 тысячи — это больше 40 литров бензина.
Разрыв цен еще более эпичный, если замахнуться на Xiaomi Redmi Note 13 Pro 5G 12/512 ГБ: 26,8 тысячи рублей на «Озоне» против 51,9 тысячи на Wildberries. Разница почти в два раза.
Можно, конечно, спасти мозг от атомного взрыва, и ориентироваться по цене на продавцов с именем, торгующих на рынке мобильных телефонов в целом, и смартфонов в частности, десятилетиями.
«Фонтанка» в своем исследовании решила опереться на цены онлайн-магазина DNS, который, как и маркетплейсы, не тратится на аренду витрин и зарплату продавцам, а следовательно, не станет задирать ценник хотя бы на эту составляющую.
Однако с включением третьей переменной разобраться в уравнении становится еще сложнее: на сайте DNS Honor X9a оценен в 28,9 тысячи рублей с разрывом в 10 тысяч рублей с обоими маркетплейсами.
Apple iPhone 13 mini 4/256 ГБ на сайте DNS продается за 89,9 тысячи рублей, на Wildberries продавец оценил гаджет в 45,1 тысячи рублей. Как вам такое?
Но и это еще не все. Оказывается, на маркетплейсах можно найти даже те модели, которых в DNS нет в наличии, либо поставки прекращены. Это касается, например, Blackview BL9000 12/512 ГБ: 31,5 тысячи рублей цена смартфона на «Озоне», 48,6 тысячи на «Я.Маркете», а у ритейлера его нет и вряд ли будут.
Как тут выбирать? На что опираться? И если бы фактором, определяющим покупку, была бы лишь низкая цена, ответ был бы очевиден. Но в случае неожиданно низкой цены обязательно закрадываются сомнения в подлинности изделия или его совместимости с российскими сетями.
Оригинальная метка
Маркетплейсы предвидели, что такими же вопросами задастся и покупатель, и ввели так называемые метки подлинности.
У Wildberries, например, есть метка «Оригинал», которая означает подтверждение продавца подлинности товара. На «Озоне» — метка «Оригинальный товар». Причем на маркетплейсе разъяснению ее смысла посвящена отдельная страница. Метка означает, говорится там, что продавец подтвердил право на продажу товаров конкретного бренда или товар был закуплен у официальных поставщиков. Чтобы получить метку, продавец предоставляет документы на товар, а сотрудники торговой площадки их проверяют. Однако, касается ли это разрешение всех товаров данного продавца, проверить невозможно. Метку размещают на товарах брендов, которые часто подделывают, напоминают на маркетплейсе.
Цена на товар намного ниже рыночной, а также обилие негативных отзывов также указывают на подделку, напоминают на маркетплейсе.
Сапожник без сапог
Однако не всегда осведомленность может уберечь от конфузов. На днях такая неприятность приключилась с самим же «Озоном». Там обнаружили поддельные смартфоны Realme, Redmi и других топовых брендов — характеристики товара на картинках не соответствовали описанию, предложенному продавцом, а название отличалось от оригинального на пару букв. Хотя нельзя исключать, что именно цена указала на подозрительное, — смартфоны стоили в три-четыре раза дешевле оригинала.
«Озон» отреагировал оперативно и непонятный товар с сайта скрыл, рассказали «Фонтанке» в пресс-службе маркетплейса, и даже заявили, что проведут дополнительную проверку, чтобы выявить возможные подделки. Потому что:
— На Ozon запрещена продажа подделок и любой другой контрафактной продукции. Ozon постоянно совершенствует меры по борьбе с контрафактной продукцией. Карточки товара, которые размещают продавцы, проходят многоступенчатую проверку. Перед попаданием на площадку контент проверяется модерацией с помощью моделей машинного обучения, а также вручную, — объяснили там.
Вопрос, как же тогда при таком серьезном отношении к проверке продавцов неправильные смартфоны попали на маркетплейс, так и повис в воздухе. Безусловно, объяснить произошедшее там попытались:
— Хочется отметить, что низкие цены не всегда указывают на то, что товар не оригинал популярного бренда — ведь продавцы часто используют скидки и распродажи для повышения популярности своих магазинов и рейтинга товаров, — сказали «Фонтанке» в пресс-службе площадки.
Точно так же рассуждают на Wildberries.
— Низкие цены — глобально результат активной конкуренции между селлерами, в частности, скидки и акции, — поделились в компании с «Фонтанкой» своим видением.
И если так легко ввести в заблуждение маркетплейс, подкованный технически и юридически, простому покупателю в подобной ситуации остается лишь расписаться в своей беспомощности.
Альтернативные каналы поставок
По смыслу создания интернет-сервис объявлений «Авито» - сайт объявлений. Изначально там преобладали частники, желающие сбыть с рук старое или новое, но ненужное.
— Однако, несмотря на наше лидерство в ресейле электроники, доля новых смартфонов постоянно растет в продажах на «Авито». Во многом это происходит из-за того, что все больше поставщиков переводят свои каналы продаж в онлайн. Это приводит к расширению ассортимента — на данный момент на «Авито» размещено более миллиона объявлений о продаже мобильных телефонов, из них более 300 тысяч — новые устройства, — говорят представители интернет-сервиса.
В компании уверены: так произошло, потому что продавцы, работающие в «Авито», быстрее наладили альтернативные каналы поставок. Цены значительно ниже, чем в рознице они предлагают, так как, работая в онлайне, им самим не нужно содержать масштабную физическую инфраструктуру, магазины, логистику и штат сотрудников и продавцов-консультантов.
Кроме того, новый телефон по выгодной цене на «Авито» может продавать и частное лицо, перепродающее подаренный или не подошедший по каким-то параметрам гаджет, считают в компании.
Дополнительным фактором доверия могут стать «цифровые бейджи»: значки «Реквизиты проверены» или «Документы проверены» подтверждают, что за профилем стоит реальный человек или компания, отметили на «Авито». Дополнительной степенью защиты станет изучение рейтинга продавца, который составляется на основе отзывов реальных покупателей.
Надо просто захотеть
Владельцы крупнейших легальных торговых сетей говорят, что не имеют сейчас политической возможности жестко реагировать на проблемы с контрафактом. А реагировать надо, причем уже давно, считает Андрей Павлов, основатель и президент компании Zenden. У обувщиков проблемы точно такие же, как у продавцов телефонов: попытки продавать качественные оригинальные кроссовки упираются в стену контрафакта, который, выглядя на фотографиях, как настоящие, продаются в разы дешевле.
— Долю контрафакта тяжело оценить, но по ощущениям — она не падает на протяжении долгих лет. Сделать «левый» iPhone сложнее, чем обувь, но если взять наш рынок, это сотни миллиардов рублей: в регионах на одну пару легальных кроссовок Nike или Adidas приходится 10 пар контрафакта, — говорит Андрей Павлов.
За последние годы было проведено огромное количество мероприятий по декриминализации рынка — маркировка, онлайн-касса, запрет продажи на патентах, отмечает бизнесмен, но продавцам подделок они как мертвому припарка.
— По факту мы видим откровенные продажи контрафактной обуви на всех ведущих маркет-плейсах, сотни тысяч объявлений о продаже контрафактной обуви в интернете, видим десятки тысяч магазинов, открыто торгующих контрафактной обувью в Петербурге. Объявления висят в магазинах: «Переведите оплату мне на карту». Это нарушение законодательства. Контролирующие органы наезжают на легальный бизнес, а открытый криминал не видят в упор, нелегальный бизнес процветает и увеличивает маржу. [Ведомства] говорят: мы ничего не можем сделать с контрафактом. Но это сказки. Ведь смогли запретить тонировку на автомобилях — затонированные машины сейчас крайне редко встречаются. Чтобы прекратить поток контрафакту государству нужно снизить налоги и давление на легальный бизнес. Когда у легального бизнеса будет больше преимуществ, он сам начнет вытеснять теневиков. И, конечно, нужно работать: что толку в созданных системах контроля, если ими не пользоваться, — считает Андрей Павлов.
В лучшем случае — подделка, в худшем случае — кирпич
Аналитик, генеральный директор ИАА «Рустелеком» Юрий Брюквин признался «Фонтанке», что и сам не так давно обратил внимание на обилие смартфонов на маркетплейсах. Более того, эксперт считает, что в ближайшее время их будет еще больше.
— Мы увидим такой взлет! Большая часть этих объявлений — это фейки. В лучшем случае клиент получит старый айфон в корпусе от нового, устаревшую модель или китайскую подделку, которая не известно как будет работать в России и что с ней случится через неделю, в худшем случае — кирпич. Если копнуть, за продавцами стоят какие-то ИП, созданные 2–3 месяца назад, — делится эксперт.
Это «явление» расплодилось на маркетплейсах, поскольку на него нет управы, считает Юрий Брюквин. Как управу искать — вопрос сложный.
— Допустим, вы приедете туда [на адрес] с группой захвата. Скорее всего, там будет просто курьер. Какие к нему претензии? Проверить все поставки, каждую единицу товара, администрация маркетплейса не в силах. Да, проверят документы, да, проверят один товар. Тот, который [продавец] принесет на проверку, будет нормальный, а потом придет контейнер подделок. Ну что, разве будут там вскрывать все? — объясняет матчасть специалист.
От подделок спасет только внимательность, и не надо терять голову, когда самый последний айфон вам предлагают за 30 тысяч рублей, говорит Юрий Брюквин.
— У нас, знаете, как в «Золотом ключике», все хотят на Поле чудес попасть. Можно себя обезопасить, изучив историю продавца, и выбрать того поставщика, который на слуху, у которого на других платформах и на других сайтах есть положительные отзывы о них. Если вы технически не подкованы, и с трудом отличите, например, 11-й iPhone от 12-го или Max Pro от просто Max, то лучше не рискуйте, купите у проверенного поставщика.
Эта тема умрет, если люди будут внимательны и не будут терять голову, — считает эксперт.
— Какой смысл тратить время и силы, если морковка эта не работает, и замануха себя не оправдывает? Уж лучше переплатить 5 тысяч в нормальном магазине, но с чеком, гарантией, чтобы потом можно было предъявить претензии, чем получить у пионера на выходе из метро непонятно что, а потом — ищи свищи, — подытоживает он.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»
Фото: Огнев Михаил/«Фонтанка.ру»