Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

18:14, 19.01.2024

По-хорошему не хотят. Цены на бензин на историческом максимуме, речь снова идет о запрете экспорта

Фото: «Фонтанка.ру»

ПоделитьсяПоделиться

Когда в сентябре 2023 года участники топливного рынка били в набат и требовали запретить экспорт, чтобы сбить цены на АЗС, бензин в опте стоил 80 тысяч за тонну. Экспорт запретили, цены тогда упали. Сейчас оптовые цены на 36% ниже сентябрьских, но бензин почему-то стал даже дороже, чем тогда.

Извечные попытки объяснить рост стоимости бензина всегда упираются в ошибку дилетанта — привязку оптовых цен к розничным. В сентябре прошлого года эта теория будто бы получила подтверждение. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, которая назначена официальным транслятором рыночных индикаторов на внутреннем рынкы, котировки достигли рекордных значений.

Тонна АИ-95 торговалась тогда по 79,8 тыс. рублей, тонна АИ-92 — по 72,8. В переводе на рубли за литр выходило 60,22 и 54,45 соответственно. Дизтопливо в опте предлагалось и вовсе по 65,24 рубля за литр, и это был летний сорт, более дешевый, чем актуальный сейчас зимний.

Причины столь высоких цен назывались очень разные. От дефицита из-за поставок на СВО до нехватки транспорта и более популярного и похожего на правду экстремально высокого экспорта. Подтвердить цифрами любую из гипотез можно было только поверив на слово заявлениям властей. Но факт оставался фактом. Независимая топливная розница была на грани разорения, а ВИНКам приходилось перекладывать убытки своих сбытовых «дочек» на более прибыльные подразделения. Ведь повышать цены на АЗС было категорически нельзя.

Цены на заправках формально не входят в перечень регулируемых государством. Вроде бы свободный рынок. Однако на этом рынке действует не менее строгая «самоцензура». Ни один оператор АЗС не может поднять в течении года цены больше, чем на уровень официальной инфляции. Эти договоренности нигде не прописаны, но являются своеобразным «джентльменским соглашением» между участниками рынка и властями и неизменно соблюдаются.

Поскольку в течении 2023 года оптовые цены росли почти в 1,5 раза (январь-сентябрь), заправщикам приходилось изыскивать какие-то свои внутренние резервы, чтобы остаться на плаву. Именно тогда они и стали инициаторами обращения к правительству для принятия экстренных мер. Например, ограничение или квоты для экспортеров, которые сами не производят топливо. Подавалось это под соусом борьбы со спекулянтами.

Чиновники восприняли звук набата максимально серьезно. Финансовый блок правительства отчаянно сражался с инфляцией, которая, похоже, поставлена во главу угла при оценке персональных результатов работы. А придумать другой товар, рост цен на который разгоняет общую инфляцию в стране больше, чем бензин и дизтопливо, очень трудно. Поэтому чиновники не стали довольствоваться полумерами и пошли ва-банк: одномоментно запретили отправлять нефтепродукты на экспорт вообще всем (на самом деле, не совсем всем).

Эффект оказался очень быстрым и глубоким. Тонна АИ-95 в опте подешевела всего за месяц с 60 до 45 тысяч рублей и на этом не остановилась.Так же было и с другими видами топлива. Совсем чуть-чуть, но все же пошла вниз и цена на АЗС. Лоббисты открывали шампанское — опт снова стал дешевле розницы, отрасль была спасена.

И вот как-то все отпраздновали победу и успокоились. А зря. Потому что с начала декабря стоимость топлива на заправках опять пошла вверх. Медленно, но верно. Тот же АИ-95 к Новому году подорожал сперва на 50 копеек, а после праздников новые отчеты прислали данные о росте уже на рубль. И так уж вышло, что теперь цена на бензин оказалась выше, чем была в сентябре.

При этом, как нетрудно догадаться, оптовые цены, по большому счету так и остались на относительно низком уровне. Справедливости ради, они растут. С начала торгов в 2024 году к пятнице 19 января даже заметно невооруженным взглядом: с 36 рублей за литр до 38,6 за литр АИ-95, к примеру. Но, в отличие от сентября говорить сейчас, что АЗС торгуют себе в убыток, как это было в сентябре, не приходится.

Иными словами, на каждом залитом в бак петербургского автовладельца литре АИ-95, владелец АЗС получает 17 рублей. Условных, разумеется. И это еще если оставить за скобками тот факт, что подавляющая часть рынка в городе контролируется вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, которые бензин получают вовсе не с биржи.

Так что сейчас, отвечая на вопрос «Фонтанки», почему дорожает бензин, участники рынка совершенно справедливо кивают на рост цен на бирже. Ну и заодно поминают голодные для них времена прошлогодней осени, когда весь рынок ушел в условный минус. Почему падение опта на 20–25% той же осенью не привело к аналогичному падению цен, зато сейчас рост на 7% отыгрывается вполне себе отчетливо, это совершенно другой, отдельный вопрос, отвечать на который долго. Да, наверное, и не интересно.

Отдельно стоит отметить, что в соответствии с «джентльменским соглашением» операторы АЗС совершенно спокойно могут поднять цены на 4–5%. То есть, где-то на 2,5–2,7 рубля за литр АИ-95 и где-то на 3,2 рубля за дизтопливо. И отсчет уже пошел.

Тем временем дубинка для нового закручивания гаек уже заносится. К примеру, на днях обсуждался вопрос о новом запрете на экспорт на фоне аварии на крупном нефтеперерабатывающем заводе «Лукойла». Как раз в качестве превентивной меры, чтобы никому не пришло в голову вновь заговорить о дефиците. А в добавок к этому автоперевозчики руками президента ассоциации автомобильного грузового транспорта «Грузавтотранс» Владимира Матягина обратились к президенту с точно такой же инициативой — чтобы обуздать рост цен. Другими словами, оптовые цены действительно вряд ли будут расти под такими угрозами, а розница уже научилась держать себя в руках.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

Фото: «Фонтанка.ру»

Источник: Фонтанка.ру
просмотров: 408

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.