Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»
Поделиться
«Фонтанка» составила рейтинг промышленных предприятий Петербурга, чьи обороты за год перешагнули за миллиард рублей. За минувший 2022 год все вместе они выручили 1,403 триллиона рублей. В рейтинг попали первые 100 компаний.
Главным критерием при выборке предприятий, кроме регистрации в Петербурге, было наличие в городе или области своих собственных производственных мощностей и чтобы результат производства являл собой готовое фабричное изделие, даже несмотря на участие в уставном капитале транснациональных компаний.
Таковых мы насчитали 339, все вместе за 2022 год они выручили 1,403 триллиона рублей. Тем не менее свой выбор мы остановили на первой сотне: оставшиеся 239 хоть и выручили все вместе 349,5 миллиарда рублей, выручка каждого колеблется в диапазоне лишь 1–2,5 миллиарда рублей.
В тройке лидеров по выручке за 2022 год «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» — 50,9 миллиарда рублей. Но и его пришлось исключить из рейтинга — практически весь прошлый год автопроизводитель простаивал, а буквально на днях Hyundai Motor решил избавиться от своего актива в Петербурге. Завод перешел во владение компании «Арт-Финанс», связанной с экс-гендиректором дилерской группы «Авилон». Вполне возможно, что скоро мы снова увидим предприятие в числе лидеров по выручке. По той же причине мы исключили из выборки ООО «Хендэ Виа Рус» с выручкой в 5 миллиардов рублей, который принадлежит компании «Хендэ» и должен был выпускать двигатели для иномарок, и ООО «Мобис Модуль СНГ» из группы компаний Hyundai&Kia с выручкой 4,8 миллиарда, где выпускали приборные панели, бампера и консоли. К новому владельцу эта компания пока не перешла, и весь год цеха там простаивали.
Еще одно допущение, на которое пришлось пойти, — указать у некоторых предприятий выручку за более ранние периоды, данные о которых имеются в СПАРКе, поскольку сведения за 2022 год предприятия предпочли не афишировать. В число таких компаний вошли Петербургский тракторный завод, «Адмиралтейские верфи», Балтийский завод, Кронштадтский морской завод, Пролетарский завод, Средненевский судостроительный завод, «Силовые машины» и «Северная верфь». Не стало раскрывать выручку за 2022 год и АО «Металлургический завод "Петросталь"», которое в ноябре перешло от Группы компаний «Кировский завод» под контроль московского АО «Строительство и девелопмент». Данные о периоде, к которому относится указанная выручка, указаны в комментариях.
Турбулентные течения непростого 2022 года сильнее всего сказались на машиностроительной отрасли. Осенью 2022 года об уходе из России объявила компания Nissan, завод перешел под управление ФГУП «НАМИ», а в феврале 2023-го 99% доли завода приобрел АВТОВАЗ. Также осенью закрылась сборочная площадка компании «Тойота Мотор», российского подразделения Toyota.
Российский лифтовый бизнес американской компании Otis Worldwide Corporation купила компания «Айс Девелопмент», которая входит в многопрофильный холдинг S8 Capital. Предприятие Otis сменило имя на Meteor Lift, лифты стали выпускать под брендом «Метеор». Подробно о том, кому достались активы иностранных компаний, «Фонтанка» уже рассказывала.
Задело и пищевую отрасль. Весной прошлого года избавилась от российских активов финская компания Valio. Завод под Москвой и права на бренд Viola достались производителю колбас «Велком». После перерегистрации ООО «Валио» в ООО «Виола» компании удалось наладить поставки ингредиентов и упаковки и перезапустить линейку сыров. Самым значимым вызовом в текущем году для компании стали ресурсы.
— Особенно заметно это было в сфере производственного персонала. Сейчас нам удалось преодолеть дефицит кадров, однако проблему мы видим системной и затрагивающей критически важный сектор, — поделился с «Фонтанкой» представитель ООО «Виола».
На предприятии отметили, что надеются на большее внимание к проблеме со стороны государства: спрос на продукцию Viola достиг уровня, при котором возможности производителя не в полной мере позволяют его удовлетворить.
— По итогам 9 месяцев работы в 2023 году мы видим рост объемов продаж как в натуральном, так и в денежном выражении по всем ключевым для Viola категориям: йогурты, жёлтые, плавленые и творожные сыры. В густых йогуртах и в плавленых сырах в «треугольниках» рост продаж Viola в натуральном выражении составил почти 40 % по отношению к прошлому году, в творожных сырах — 70 %, — поделились в компании.
Противоречивые тренды потребительского рынка — от экономии до интереса к необычным вкусам и изыскам — компания восприняла как новые возможности для развития.
— В этом году мы реализовали значимый инвестиционный проект на собственном предприятии, увеличив максимальную производственную мощность до 23 тысяч тонн, на 50 %, — рассказал представитель «Виолы».
В следующем году «Виола» планирует нарастить производственные возможности, обеспечить долгосрочный рост компании и развить ключевой ассортимент. Несмотря на высокую конкуренцию в отрасли, рынок обладает значительным потенциалом, считают в компании.
У производителя водки «Царская», джина Barrister, виски Fowler’s и импортера других спиртных напитков компании LADOGA возникли трудности, в частности с полиграфией, укупорочным материалом, с поставками комплектующих.
— Мы не любим жаловаться на сложности. Подход компании — в любых сложностях искать возможности. И, в общем-то, мы их нашли. С точки зрения производства уже всё сейчас налажено, — поделился с «Фонтанкой» президент компании LADOGA Вениамин Грабар.
Решить трудности с импортом компании удалось, воспользовавшись собственным таможенным складом.
— Мы по-прежнему везем через Прибалтику, но оклеиваем марками своими силами уже на территории собственного таможенного склада, который запустили в Шушарах. Это сильно упростило и ускорило процесс, уменьшило браковку продукции, позволило грамотно управлять стоками. Плюс все деньги на эти услуги остаются в России, — говорит Вениамин Грабар.
Еще одна трудность, с которой столкнулась LADOGA: практически достигнув предела производственной мощности, компания не в полной мере могла справляться с запросами клиентов и потребителей.
— Все линии сейчас работают практически под завязку, нам даже пришлось запустить дополнительную линию в конце этого года. Мы сейчас всерьез думаем о переезде и расширении — площадка, где мы сейчас находимся, не позволит это сделать, — отмечает руководитель компании.
В будущем году компания продолжит развивать категории, в которых традиционно сильна.
— Уход мировых брендов позволит увеличить долю локальных продуктов, в том числе и в 2024 году, в том числе и нашими усилиями, — делится Вениамин Грабар.
В 2025 году LADOGA планирует провести первичное размещение акций на бирже, сейчас предприятие готовится разместить дебютный облигационный заем на 2 миллиарда рублей.
Одна из производственных площадок Медико-биологического научно-производственного комплекса «Цитомед» расположена в Финляндии, причем «у завода в Лаппеенранте мощности, к примеру, капсульного участка, больше, чем здесь, в Петербурге», поделился с «Фонтанкой» генеральный директор компании Александр Хромов.
— Конечно, были сложности: замораживались счета, нарушалась логистика, но мы справились. Финансирование сейчас происходит через наших партнеров в дружественных странах. Удалось сохранить коллектив. Товарный запас свежей продукции у нас всегда на достаточном уровне. Сейчас доставляем продукцию через Эстонию. Возникнут проблемы там — будем ввозить через Латвию. В ситуации, когда климат на земле становится все более теплым, а отношения все более холодными, можно и через Антарктиду возить, если надо. Нельзя просто так взять и перенести куда бы то ни было фармацевтическую производственную линию, тем более за год, — объясняет Александр Хромов.
Высокотехнологичное производство «Цитомеда» на территории южной Финляндии повышает компетенцию региона, считает Александр Хромов. «И на государственном, и на местном уровне финские власти, как мне кажется, это понимают», — говорит он. Благодаря этому компании удалось сохранить выстроенные отношения с властями и решать рабочие моменты.
— Вопрос о национализации нашего производства, надеюсь, пока не стоит. Приезжали к нам и представители российского посольства из Хельсинки. Насколько я понял из разговоров, наш завод — это фактически последнее работающее российское производство на территории Финляндии. А может быть, и в Европе, — говорит Александр Хромов.
Жесткие санкции производств лекарств, говорит Александр Хромов, не коснулись, поэтому сегодня фармацевтическая компания может производить что угодно. Комплекс продолжает выпускать пептидные фармацевтические субстанции и лекарственные препараты на их основе — сейчас в портфеле «Цитамеда» их 13 оригинальных, разработанных собственными учеными для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ, атрофического гастрита, воспалительных процессов, восстановления репродуктивного здоровья человека.
— По данным Альфарм (АЛЬФА РЕСЕРЧ И МАРКЕТИНГ), доля нашего флагмана — сиропа для лечения гриппа и ОРВИ вместе с порошковой формой препарата составляет около 35 % рынка детских противовирусных средств. Причём как в упаковках, так и в рублях. Мы стабильно входим в тройку лидеров, а в 2023 году вышли на первое место по продажам через аптеки и дистрибьюторов. Плюс наша новинка, которую мы вывели на рынок в конце 2022 года, в декабре получила уже третью премию за инновационность — первое место и статус «Инновация года» в федеральном проекте «Время инноваций». По сути, мы создали первый и пока единственный зарегистрированный в РФ препарат для лечения хронического атрофического гастрита, — рассказывает Александр Хромов.
В этом году «Цитомед» вывел на рынок собственную линейку пептидных косметических активов, начал строить третий завод на площадке «Новоорловская» в ОЭЗ «Санкт-Петербург».
— Мы уже закупили фактически все оборудование для новых линий, причем 90 % — в Европе. Это все-таки определенное качество и ответственность, — подчеркнул генеральный директор «Цитомеда».
Сегодня площадки комплекса, в свое время оснащенные европейским оборудованием, по словам Александра Хромова, — одни из лучших по техническому оснащению в Европе. «Но ведь все изнашивается. Как будут дальше развиваться отношения с соседями, сегодня предсказать сложно», — говорит он.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»
Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»