«Фонтанка.ру»
Многие, чей автомобиль оснащен системой АБС, никогда не доходили до ее срабатывания, и поэтому имеют весьма смутное представление о ней. Специально для «Фонтанки» Илона Накутис рассказала, в какой момент срабатывает система АБС и для чего она нужна.
Илона Накутис — мастер спорта по авторалли, призер чемпионата Европы 2001 года, чемпион России 2007 года, тренер высшей категории и руководитель Центра водительских тренингов «Драйв Класс».
Система АБС — антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колес. Она срабатывает при экстренном торможении, когда вы резко нажимаете на тормоз. В этот момент колесо начинает блокироваться и переходить в скольжение. Блокировка колес опасна тем, что может привести к заносу автомобиля, выйти из которого достаточно сложно — при скольжении колесо не воспринимает боковые усилия, которые удерживают его на траектории движения.
АБС приводит в действие нажатие педали тормоза. Система кратковременно разожмет тормозные накладки, и колесо вновь начнет вращаться. Процесс блокировки-разблокировки под действием АБС будет происходить несколько раз в секунду, продолжится до окончания процесса торможения, и позволит автомобилю оставаться управляемым. Почувствовать незримое присутствие АБС можно по легким ритмичным толчкам педали газа.
«Антиблокировочная система тормозов обеспечивает разблокирование колес. Она была придумана компанией Bosch в 1963 году, сначала была трехконтурная, а уже позже, к 1970-м годам, стала четырехконтурной — по одному датчику на каждое колесо. Эти датчики позволяют нам уходить от столкновения или препятствия, при этом двигаясь и поворачивая. То есть мы снижаем скорость и отворачиваем от того, от чего хотим уйти. Вот это самый главный эффект системы АБС», — рассказывает Илона.
Ошибочно полагать, что система АБС сокращает тормозной путь, предупреждает эксперт. Это не так — длину тормозного пути автомобиля определяют законы физики.
Для автомобилей с механической коробкой передач есть маленький нюанс: в конце, когда скорость автомобиля уже погашена, нужно выжать педаль сцепления, иначе двигатель заглохнет.
Четырехконтурная система АБС на сегодняшний день считается самой эффективной. Но она бывает еще нескольких видов:
- Трехконтурная — с тремя датчиками, один установлен на задней оси, два других — на передних управляемых колесах;
- Двухконтурная — с двумя датчиками, по одному на передней и задней оси;
- Одноконтурная — единственный датчик стоит на заднем мосту, срабатывает при блокировке задних колес. Такая система самая дешевая, наименее эффективная.
Для того, чтобы АБС не подводила, следите, чтобы давление в шинах автомобиля соответствовало рекомендованным значениям — это позволит датчику верно считывать скорость вращения колеса. Образовавшуюся под колесными арками наледь тоже нужно своевременно очищать, чтобы предотвратить окисление и выход датчиков из строя.
О неполадках в системе АБС известит загоревшийся на панели приборов индикатор. Что делать в этом случае, и так понятно — без проволочек обращаться в автосервис.
Самая распространенная ошибка водителей на заснеженной дороге — снос, когда на выходе из поворота автомобиль теряет управляемость. Как правило, заканчивается такой маневр плачевно — на обочине, или того хуже, в отбойнике. Как избежать сноса на трассе, Илона Накутис рассказывала тут.
Записала Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»