Еще не так давно, в 2021 году, доля автомобилей в сегменте эконом-класса на российском рынке составляла более 70%, и 16% в среднем классе. По итогам 2023 года доля автомобилей в эконом-сегменте снизилась до 36%, а в среднем увеличилась до 33%. Как рассказал 18 января президент Ассоциации российских автодилеров Алексей Подщеколдин, причина в том, что импортные автомобили (а сейчас их доля на рынке РФ составляет 48%) попадают в средний класс из-за расходов на логистику и прочих сборов, которые формируют конечную продажную стоимость машины.
Примерный порядок формирования отпускной цены Подщеколдин показал на примере китайского автомобиля Jetta VA3. Его оптовая цена на рынке в Китае составляет 930 тысяч в переводе на рубли, а в России в розницу его продают уже за 2,2 миллиона, что выше оптовой стоимости на 238 %, или в 2,3 раза.
По словам Подщеколдина, розничная цена автомобиля формируется следующим образом: 3 тысячи составляет сбор за таможенное оформление, еще 745 тысяч — вклад официальных сборов, 300 тысяч рублей приходится на утильсбор, в 140 тысяч обходится таможенное оформление, 7 тысяч рублей — вклад акциза, еще 215 тысяч к цене добавляет НДС, еще 30 тысяч — оплата ОТТС (одобрение типа транспортного средства), 50 тысяч рублей — установка информационной системы «Эра Глонасс». Далее следует прибавить стоимость доставки — еще 250 тысяч на каждый автомобиль. Маржа дилера и дистрибьютора в этой схеме составляет всего по 6,5%, или по 145 тысяч рублей на один автомобиль.