Спектакль основан на известной русской
народной сказке. Жили-были старик со
старухой, были они бездетные. Однажды
завернули в пелёнку небольшой деревянный
брусок, а из него вырос сын - Терёшечка.
Кукла Терёшечки в спектакле невелика.
Терёшечка легко помещается в руках
актёра. Образ Терешечки дан и в живом
плане, его роль исполняет Алексей
Турпанов. Он носит простую рубаху и
длинные штаны, но при этом без обуви.
Голову украшают светлые кудри, на щеках
румянец, голубые глаза. В общем, Терёшечка
предстаёт как обычный мальчик.. Автор
куклы и костюма Элена Гарсиа.
Новые родители Терёшечки ласково поют
сыну колыбельную, но в этот момент на
сцену выходит Ведьма в исполнении Олеси
Касьяновой и поёт ту же самую колыбель,
но в её исполнении невинная песенка
приобретает угрожающий тон (эффекта
удалось достичь благодаря использованию
цифровых технологий, поскольку голос
был искажён). Вот так Терешечка с малых
лет - кукла и человек одновременно -
оказался между Добром и Злом. И должен
определиться, выбрать: кто мать настоящая,
а кто мнимая. Добавляет таинственности
в этот момент работа постановщиков со
светом. Из угла, откуда появляется
Ведьма, исходит тусклый зелёный свет в
сочетании с лёгким дымом, создающим
эффект тумана, что добавляет загадочности
её образу. Ведьма носит чёрную робу,
полностью скрывающую её тело, на лице
у неё маска, напоминающая «Трагедию»,
а в руках посох.
Прост и мудр Старик в исполнении Ярослава
Колчанова. Он сделал своему сыну белый
челнок с красными весельцами. После
этого Терёшечка стал далеко уплывать
и рыбу ловить, а старуха звала его на
берег, когда приходило время обеда. В
один такой раз Ведьма, имитируя голос
Старухи, заманивает мальчика к себе и
завязывает в куль. Новое испытание дано
Терешечке.
- Батюшка Егорий, / Спаси нашу скотинку
/ Всю животинку...
Эти слова звучат во время сцены похищения,
словно артисты просят о том, чтобы
Терёшечку спасли. Слова этой песни
основаны на пастушеской приговорке
«Батюшка Егорий». Сама приговорка имеет
корни в славянском празднике, Юрьевом
дне. Славяне отмечали его в начале мая,
когда обычно в первый раз выгоняли скот
после долгих морозов. Некоторые племена
даже проводили обряды, чтобы защитить
своих животных от нечистой силы и ведьм.
Скорее всего, от этой же Ведьмы и должна
была защитить Терёшечку песня.
Но Ведьма не поддается влиянию песен.
Она велит своей ленивой дочке Алёнке
сжечь пойманного Терёшечку в печи. С
неохотой та соглашается, но хитростью
Терёшечка сам заманивает её в печь.
Сценический эффект от печки вызывает
восхищение: печь горит как бы настоящим
красным огнем, и мы, находясь в зале,
даже можем почувствовать её запах.
Алёнка в исполнении Алёны Ивановой
предстаёт полной противоположностью
матери. С высоким голосом, простоватая,
она не представляет серьёзной угрозы.
У нее на лице тоже маска. Но приглядевшись,
можно заметить, что она больше напоминает
античную маску комедии. В событиях,
происходящих в доме Ведьмы, можно увидеть
наиболее сильное отличие от оригинальной
сказки - Алёнку спасает Ведьма. Можно
предположить, почему это было сделано.
Следуя общей теме добра против зла,
режиссёр хотел сказать, что убийство -
не единственный способ решения конфликта.
Позднее зрители увидят сцену, в которой
Терёшечка скажет Аленке, как бы прося
извинения: «Это я не со зла тебя в печку
запер, мне просто жить охота!».
Терёшечка сбегает из дома Ведьмы и
залезает на дуб в надежде, что его заберут
гуси-лебеди, но не тут то было. Ведьма с
Алёнкой начинают грызть дуб, и когда
кажется, что времени не осталось, на
сцене появляется мать Терешечки -
Старуха в исполнении Натальи Белочицкой.
Опять Терешечка оказывается между
добрыми и злыми силами. Кто победит?
Старуха отвлекает Ведьму и ее дочь от
Терешечки, всесильный ведьмин посох
бросает в печь. Таким образом, зло было
побеждено. Не не закончились испытания
для Терешечки. Он, сидя на дубе, просит
лебедей о помощи. Срабатывает классическое
правило троекратного повтора. Лишь на
третий раз ему соглашается помочь
защипанный гусёнок. Когда Терёшечка с
ним улетает, начинается последний
музыкальный номер спектакля. В этот раз
за основу был взят еще один духовный
стих «Развяжите мои крылья»: «Я направлю
свой полёт / Там узнаю мать родную, / Как
теперь она живёт»...
Терёшечка возвращается к родителям и
вручает им чашечку - ту самую, из которой
они кормили его в самом начале спектакля.
Приходит к цикличному концу в спектакле
тема добра: если ранее родители заботились
о ребёнке, то теперь ребёнок заботится
о родителях.
Пожалуй, лучшая часть спектакля - это
художественная: костюмы, декорации,
куклы и люди-артисты, музыкальные
инструменты - все воссоздает быт
старинной русской деревни и ее духовный
завет: добро побеждает зло. Спектакль
успешно погружает юных зрителей в мир
сказки. После его окончания детям
разрешили забраться на сцену, поближе
рассмотреть декорации, поразговаривать
с Терёшечкой и испечь пирогов в печи.