Этот театр получил
официальное приглашение для участия в
проекте «Маска плюс» в рамках национального
театрального фестиваля «Золотая .маска».
Сегодня мы подробнее рассказываем об
этой постановке.
Нечасто удаётся
посмотреть спектакль, который потом
ещё долго не оставляет тебя в покое,
заставляя мысленно возвращаться к себе
вновь и вновь. «Летели качели» в постановке
Марины Оленёвой, художественного
руководителя театра «Новая драма»,
именно этот редкий случай.
Пьеса современного
белорусского драматурга К. Стешика - о
сегодняшнем дне, хотя в центре ее герой
поколения 1990-х, безвременья, когда старые
идеалы и нравственные ориентиры рухнули,
а новые еще не сформировались, и в чём
искать жизненную опору молодым людям
- неясно. Увлечение рок-музыкой как
протестом против официоза стало для
части молодёжи смыслом существования.
Такое явление, как фан-клубы и фанаты
рок-звёзд, стало повсеместным. Фанаты
черпали в творчестве своих кумиров
свободу самовыражения, подражая во всём
- манере одеваться, стричься, носить
аксессуары, курить травку и пить алкоголь.
Таков и герой
спектакля Стас в исполнении Алексея
Корсукова, который
был признан лучшим молодым актером на
«Волшебной кулисе». Впервые я увидела
его в спектакле «Станционный смотритель»
в пермском Доме актера. Он запомнился
мне пластикой, редким обаянием и
органикой. В спектакле «Летели качели»
он поразил меня при внешнем достаточно
сдержанном рисунке роли глубиной и
выразительностью интонаций, проживанием
жизни своего героя «до полной гибели,
всерьёз». Замечательно сыграна артистом
сцена, когда Стас думает, что убил Ксению.
Герою Корсукова
- 35 лет. У него есть семья, жена, дети -
подростки. Но Стас, кажется, навсегда
«застыл» во времени своего кумира,
солиста группы «Гражданская оборона»
Егора Летова. Его практически ничего
не волнует в этой жизни, кроме песен
Егора Летова. Они до сих пор - главный
предмет его интереса, в них он черпает
свою жизненную философию, они - его
единственная путеводная звезда. О своих
детях Стас практически ничего не говорит,
семья мало занимает его, работа на заводе
штамповщиком не дает удовлетворения,
учиться в свое время ему было лень, как
и совершать какие-то другие телодвижения,
которые требуют от человека усилий.
Спектакль звучит
как монолог главного героя, который
делает попытку идентификации собственной
личности. Окружающие мало интересны
Стасику, он не стремится к общению,
главное для него - выговориться. А будет
ли это родной отец, который, как «овощ»,
сидит в инвалидном кресле в Доме для
престарелых или подруга по «инету»
Темная луна - Ксения, не так уж и важно.
Театр доводит эту мысль до абсурда.
Вместо отца,
которого Стасик регулярно навещает в
Доме престарелых, мы видим просто на
ширме пальто. Ему-то и «исповедуется»
главный герой. Для него вообще все люди
на одно лицо. Чтобы подчеркнуть эту
мысль, драматург предлагает трех разных
женщин: буфетчицу в кафе «Весна»,
медсестру в Доме престарелых и мать
Ксении - играть одной актрисе. В спектакле
этих трех женщин играет опытная актриса
Алла Мезенцева, которая старается
индивидуализировать своих героинь.
Драматург хотел подчеркнуть их внешнее
и внутреннее сходство: замотанность,
нищету, из которой они никак не выбьются,
стертость выражения лица. Алла Мезенцева
на мой взгляд, играет тему женщин,
которые сами жаждут мужской любви, а на
собственных детей у них не хватает ни
времени, ни сердца.
В спектакле «Летели
качели» отчетливо звучат чеховские
мотивы, его юмор. Глубина и психологическая
достоверность каждого персонажа
спектакля, в особенности главного героя,
свидетельствуют о мастерстве режиссера
Марины Оленёвой и актеров, воспитанных
ею на классической драматургии. Тема
одиночества прослеживается в судьбах
персонажей спектакля. Звучит она и у
жены Стаса - Яны в исполнении Елизаветы
Тарасовой. Мы видим, что между мужем и
женой давно уже нет ни любви, ни понимания.
У Яны остался только женский страх -
потерять мужа, остаться одной. Её
отчаянный танец в спектакле, как крик
о помощи.
Одинока и никому
не интересна, как она считает, 16-летняя
Ксения. Единственное её желание -
умереть, ведь жить так скучно. Лицо
Ксении (арт. Кристина Заборских) напоминает
маску: эмоций ноль, голос звучит монотонно.
В то же время она внутренне напряжена,
как натянутая струна.
Вот такое вселенское
одиночество: никто никого не слышит и
никто никому не нужен. А причина его -
Нелюбовь, которая идет из семьи.
Тема «отцов и детей» - одна из вечных, и
звучит она в спектакле остро. Стасик
ненавидит своего отца, которого всю
жизнь панически боялся, хотя тот ни разу
его не ударил. Но ежедневно своим
равнодушием он разрушал внутренний мир
сына. А когда Стасик бросил учебу в
институте, то отец физически уничтожил,
разорвал, разломал то, чем жил его сын
- кассеты с песнями Егора Летова, афиши
его концертов, фото. Нелюбовь царит и в
семье Ксении: только у гроба дочери
мать впервые заинтересовалась, чем та
жила.
И еще об одном
персонаже я не могу не упомянуть, хоть
он и появляется всего однажды. Это
Саша-Коля, очень органично сыгранный
артистом Константином Жижиным. Он
появляется в танце с авоськой в руках,
готовый к общению «на троих». В нем
внешне нет ничего мистического, обычный
алкаш, мечтающий, чтобы ему налили на
халяву. Но именно в этой простоте вдруг
и открывается драматизм ситуации: он
так легко развенчивает Стасу и его другу
Егору-Андрею миф об исключительности
их кумира Егора Летова, что приятелям
в это трудно поверить.
Если бы меня
спросили, сколько лет режиссеру,
поставившему спектакль «Летели качели»,
то я бы с уверенностью ответила: режиссер
молод. Он хорошо знает и чувствует
молодежь, спектакль современен по
художественным приемам: музыке (Алексей
Корсуков), видеоряду (Валерий Усов),
сценографии (Любовь Мелехина), способу
существования актеров (ассистент
режиссера Лев Лазуков). Марина Оленёва,
признанный профессионал, доверяет
интуиции и жизненным впечатлениям
молодых актеров. И этот творческий
тандем, на мой взгляд, плодотворен.
Каждая деталь в спектакле, начиная от
костюмов и кончая реквизитом, не случайна,
работает на смысл. Практически все герои
спектакля одеты в пальто. Это как защитная
оболочка от внешнего мира и единая
униформа. Сценическое пространство
художником Любовью Мелехиной решено
скупо и в то же время выразительно. В
центре сцены стоит дворовая вертушка,
которая задает и механическое движение,
и образ детскости внутреннего мира
персонажей спектакля.
Все мы знаем, чтобы
состояться в этой жизни, требуется
душевное усилие, а его-то у героев как
раз и нет. Не случайно в финале Стас по
просьбе матери Ксении поет «самое
дорогое» из репертуара Е. Летова: «Летели
качели, без пассажиров, без постороннего
усилия, сами по себе...» А качели жизни,
по выражению М. Пруста, есть «постоянное
усилие во времени».
Фото из архива
театра.