По
словам руководителя публичных программ
проектного офиса «Завод Шпагина» Марии
Ляминой, сейчас пространство завода
находится в особом статусе: пока ещё
действующий завод постепенно
перевоплощается в городское общественное
пространство с уникальным форматом и
новыми для него социокультурными
функциями. «С помощью молодых пермских
художников мы пытаемся ухватить нить
прошлого и провести рефлексию происходящих
изменений, связанных с переосмыслением
места. Выставка «Переходное состояние»
- это возможность для нас выстроить
диалог с заводчанами, услышать их
истории, узнать больше об укладе их
жизни и уходящей индустриальной эпохе»,
- поясняет Мария Лямина.
Перед тем, как начать работу над
проектом, молодые пермские художники
посетили завод «Ремпутьмаш». Сотрудники
предприятия провели для них несколько
экскурсий в октябре и ноябре: показали
производственные цеха, рассказали о
технологиях изготовления продукции и
циклах работы. Творческая команда
побывала в музее завода, где хранятся
макеты заводской продукции, созданной
сотрудниками, спортивные и профессиональные
награды, личные фотоархивы рабочих.
Вместе с представителями музейного
сообщества и экспертами в сфере охраны
памятников художники изучили заводские
артефакты: памятные доски, таблички,
барельефы, стелы, мотивационные и
информационные плакаты и др. Именно
переосмысление заводских артефактов
в контексте личных историй сотрудников
предприятия стало отправной точкой
выставки.
Каждый из участников выставки по-своему
интерпретировал тему художественного
проекта. Например, Андрей Пикалов сделал
серию документальных зарисовок уходящих
производственных будней. Кроме того, в
пространстве выставки появится
«заводской» ботанический сад из растений,
собранных с территории. Художница Лена
Рэмбо решила взять на себя непростую
миссию и позаботилась о них: около 200
спасенных цветов были обработаны, чтобы
стать частью инсталляции. Все желающие
смогут поучаствовать в художественном
проекте, забрав понравившееся растение
домой.
«Это не историческая выставка в
привычном ключе, а художественный проект
«памяти места». Для нас очень важно
сохранить человеческое измерение: за
последние три недели мы успели пообщаться
с некоторыми сотрудниками предприятия,
собрать их воспоминания, пообщаться со
старожилами. Но этого недостаточно для
полноценного исследования. Мы планируем
использовать публичный потенциал
выставки и продолжить изучение истории
завода в 2019 году как на месте, так и в
архивах. Выставка не будет статичной,
она будет меняться в ходе взаимодействия
с аудиторией, подчеркивая «переходное
состояние» места», - рассказывает
куратор выставки, научный сотрудник
Пермской галереи, Марина Пугина.