Произведения
этого музыканта, наверное, слышал каждый,
но не все знают его по имени и тем более
по внешности, как и я до этого дня. Но те
идеи, с которыми я познакомилась на этой
встрече, изменило мой взгляд на музыку.
Зал
заполнился композиторами и музыкантами,
студентами и преподавателями Пермского
музыкального колледжа и независимыми
поклонниками его творчества. В воздухе
воцарилась тишина и напряжение, все
ждали гостя с любопытством, шёпотом
переговариваясь друг с другом о его
музыке и с догадками, что же сейчас
будет. И вот, с опозданием в 15 минут,
появился Клаус Бургер со своим
переводчиком. Все были слегка шокированы
его видом, это было понятно по тихим
хихиканьям и вздохам. Длинные дреды,
странная балахонистая одежда, будто
снятая с бездомного, а главное - босые
ноги, к такому виду известных композиторов
пермяки явно не привыкли.
Музыкант
включал записи своих произведений,
демонстрировал, насколько многогранны
возможности тубы - от лирики до ударных,
от человеческих криков до звуков природы.
В промежутках между записями и
аплодисментами, рассказывал историю
композиций, где они были написаны и для
кого. Мне, как человеку с музыкальным
образованием, были крайне интересны
композиционные решения музыканта, что
его вдохновляет, что он переживает и
чувствует, когда его руки касаются
инструмента.
- Как
вы
добились такого высокого уровня
музыкального мастерства?
- Моё
музыкальное образование длилось более
20 лет, я постоянно развиваюсь и открываю
для себя что-то новое. Музыка, как и
жизнь, не стоит на месте, поэтому и нам
стоять на одной точке нельзя. Многие не
понимают моей музыки, не хотят открыться
ей, говорят, что это несвязный набор
звуков. То, про что они говорят, я называю
шаманизмом. Эту технику мне подсказал
один шаман из Монголии, суть её в
повторении трёх звуков, ведь всё в нашем
мире строится на цифре «три» - отвечает
Клаус Бургер.
- Вы
написали 17 композиций для документальных
фильмов, начиная с 1999 года. Расскажите
о вашей работе с режиссёрами, вам нравится
с ними сотрудничать?
- У
меня нет определённого ответа на этот
вопрос. Думаешь, что музыка получилась
отлично, а режиссёр говорит, что если
запустить фильм с этой музыкой, то его
фильмы больше не выйдут. Приходится
переписывать. Часто мне не озвучивают
определённых пожеланий к музыке, просят
просто «что-то» написать, а мне потом
приходится ломать голову и обращаться
к Вселенной за подсказкой.
- Как
вы пришли к такой экзотической внешности?
У вас
не возникает проблем из-за этого?
- Я
получил известность к своим 25 годам.
Деньги и слава быстро перестали меня
радовать, и тогда я нашёл для себя что-то
новое. Я стараюсь получить энергию
отовсюду - от земли через босые ноги,
из космоса через мои дреды. Проблем
из-за внешности действительно хватает,
я даже сегодня опоздал к вам, потому что
охранники еле меня пропустили, и такое
происходит почти каждый раз, я уже
привык.
-
Как
вы относитесь к России?
-
Я
люблю Россию, моя симфония «Чусовая»
посвящена ей. У меня был музыкальный
сплав на этой реке, я зарядил воду
энергией тубы, а вода зарядила меня
любовью. Я мечтаю поехать в Кунгур с
каким-нибудь инструментом и сыграть
что-нибудь в пещере.
- Что
вы
можете посоветовать начинающим
музыкантам?
- Нужно
играть музыку от сердца,
а не от определенно настроенного
метронома,
нужно чувствовать её. Только так она
будет являться музыкой. Я начал заниматься
импровизацией, потому что мне не нравилось
играть произведения других людей, они
не отражали меня, я не мог их прочувствовать
в полной мере. Поэтому не играйте то,
что вы не понимаете, а то получится не
музыка, а пародия на труды других
композиторов.