Начинается выставка
прямо во входном коридоре Арт-резиденции.
Посетитель попадает в окружение работ
Анатолия Зернина, которые приковывают
внимание и завоёвывают расположение,
причём, делают это
до смеха простым и недооценённым методом
- улыбкой. На каждом из снимков,
представленных на входе, присутствует
человек. Часто, герой
фото улыбается или просто выглядит
слегка комично. Люди изображены
разные, от политиков и актёров до
спортсменов и простых прохожих, но все
фото объединяет одно: они
вызывают положительные эмоции.
Некоторые - тем, что улыбаются сами
персонажи снимков, другие - тем, что
заставляют улыбаться зрителя. К этому
можно отнестись скептично, но подобный
трюк работает, что неоднократно
подтверждали учёные и психологи. К
слову, то, что в начале выставки фотографии
исключительно людей - тоже неспроста.
Здесь только
качественное использование авторами
экспозиции психологических приёмов
привлечения зрителей, но ещё и конец
«нити клубка», идя по которой, доберёшься
до самой сути выставки.
Каждый начавший
разматывать клубок, доведя дело до конца
- не разочаруется. При условии, что он
- истинный ценитель
деталей или невероятный эмпат.
Первый, размотав клубок, будет доволен
как минимум тем, что сделал это, а второй
- потому что испытал, посредством этого
спектр положительных эмоций. И при этом
ни тому, ни другому не нужно быть экспертом
в фотографии, хотя и ценители этого вида
искусства определено остались бы
довольны. Автор фотографий не любитель
со смартфоном, а участник и призёр
международных, всероссийских и краевых
конкурсов,
Наш
«клубок нити» из входного коридора
приводит посетителя во второй зал
экспозиции. В нём, тоже фотопортреты.
Около сорока. Но в этом зале акцент на
человеке, как главной фигуре в мире
фотографий Зернина, поставлен ещё
сильней. Здесь есть: политик и дворник,
строитель и бездомный, полицейский и
музыкант, ребёнок и взрослый, девушка
и мужчина, иностранец и русский. За
каждой из этих фотографий, как и за любой
другой, скрывается история, которая
смысл снимка раскрывает в полной мере.
Например, за необычным смешным портретом
Путина скрывается простая, человеческая
история. По словам Анатолия, этот снимок
сделан на каком-то форуме в Перми.
- К
нему пришло много людей, которые хотели,
чтобы он им что-то подписал. Он подписывал,
подписывал, но, когда это закончилось,
к нему ещё один прорвался, Путин невольно
скорчил рожу, а я сделал снимок, - рассказал
фотограф.
В
одной из научных статей говорится, что
редкие фотографии самостоятельно
являются носителями максимально полного
по смыслу текста, который в рамке
кадра создаётся с помощью композиции,
точки съёмки и т.д. Большинство фотографий
являются только частью сообщения,
которое становится полнофункциональным
лишь при добавлении вербальной части.
У Анатолия Зернина за каждым почти фото
есть своя история. Но и зритель к каждой
его фотографии может сочинить историю
собственную.
-
Я долго боялся, публиковать ли его. Вдруг
сильно озабоченные люди увидят в нём
насмешку или ещё что-то, - продолжил
Анатолий Зернин по
поводу фото Путина.
С таким комментарием
смотреть на портрет президента становится
ещё интереснее. Информация, которая
дополнила и расширила данные предоставленные
самой фотографий, открыла перед зрителем
возможность домыслить, порефлексировать
над увиденным, что, по
словам А. Сабунина (автора научной
публикации «Принципы формирования
сообщения в фотографии») - имеет великий
смысл. Теперь уже не только Путин -
герой этого снимка, но и сам автор,
который отражается в снимке своими
переживаниями и опасениями. При этом
автор становится ближе и интереснее
зрителю, так как
предстаёт перед нами как сильная
личность, как человек, который не побоялся
опубликовать то, что в действительности
могло негативно сказаться.
Рассмотрев большое
количество портретов во втором зале,
посетитель выставки направляется в
третий зал. Он, по сути, сердце выставки.
В этом зале раскрывается то главное,
что автор хочет рассказать зрителям. К
изображению людей прибавились пейзажи
города, природы, натюрморты. Среди них
размещены как фотографии-призёры
международных конкурсов и снимки,
представленные в барселонском и других
музеях, так и те, которые позволяют
зрителю проникнуться эмоциями и
переживаниями автора. Понять его
внутренний мир. Здесь
и дети Зернина, ещё молодые. Его кухня,
вид которой перед его глазами ежедневно
уже не один десяток лет. Жена, ещё молодая,
как и он сам тогда, во время съемки этого
снимка. Здесь и молодые люди, которые,
судя по фотографиям, проводят яркую
жизнь, но при этом много изображений и
старых вещей. Например, старушка, которая
пытается сорвать цветок, или камень,
окутанный паутиной. В конце концов,
здесь есть просто одни руки крупным
планом. Эта фотография, кстати, расположена
в негласном центре экспозиции. Руки
человека, сделавшего эти снимки, но
запечатлённые уже другим. Сильные, но
потрёпанные старостью, они - апогей
этой выставки. И расположена фотография
рук по соседству со снимком, большую
часть которой занимает песок,
символизирующий время, его зыбкость и
неизбежность.
О своём любимом
жанре Анатолий Зернин сказал так:
«Репортаж - вот способ
съемки, который я исповедую».
Фотографии,
представленные на выставке, раскрывают
зрителю автора, как профессионала и
человека. Через призму фоторабот и
высокой постановочной культуры экспозиции
(ответственный за пространственное
размещение фоторабот худрук Арт-резиденции
Юрий Лапшин) посетитель увидел множество
граней большого мира автора. При этом
оформлена выставка изящно. «Клубочек
нити», ведущий по трем залам экспозиции,
постепенно, в стиле того самого репортажа
словно ведет нас по жизни фотографа.
В беседе с
посетителями выставки, на вопрос почему
вы любите фотографировать именно людей,
он ответил: «Не знаю.
Я их просто люблю». Словом «любовь»
можно описать и его выставку. Первая
стадия (снимки, что на входе) - симпатия.
Вторая стадия - влюблённость. Это
второй зал, где посетитель больше узнаёт
об интересах, предпочтениях, о самом
Анатолии. И третий, заключительный этап
- любовь. Автор заражает нас гаммой
позитивных эмоций. Рекомендую запомнить
это имя - Анатолий Зернин, пермский
фоторепортер, художник, любящий других
человек.
Фото автора.