Как сохранить театральное наследие в Пермском крае?
Проблема театральных музеев
стала общегосударственной. В эпоху перемен важно сохранять те традиции, которые
принесли российскому искусству славу в веках на уровне отечественного и
мирового культурного содружества. Семинары, которые проводятся с помощью
центрального Бахрушинского театрального музея в разных городах страны, являются
своеобразным смотром сил по сохранению театрального наследия регионов.
Среди научных тем, которые
прозвучали в выступлениях на пермском семинаре, назовем такие, как: музей и
конструирование смыслов культурного дискурса (Новосибирский государственный
академический театр оперы и балета); театр в условиях войны: на материале
историко-мемориального зала Центрального академического театра Российской Армии
(Москва); особенности деятельности музея в федеральном статусе (Музей МХАТ,
Москва); технологии организации
музейного дела (Татарский государственный академический театр, Казань).
Пристальное внимание
участников семинара привлек опыт музеев пермских театров. Сегодня в Пермском
крае есть 12 театров и только три полноценных театральных музея. Один из них
существует в Пермском культурном благотворительном фонде «Дом Дягилева» при
пермской гимназии №11 имени С.П. Дягилева. Он создан благодаря неустанной
заботе о сохранении имени выдающегося театрального деятеля директором гимназии
кандидатом педагогических наук Р.Д. Зобачевой. Второй музей, достойный
внимания, был открыт в 1987 году в Лысьвенском театре драмы имени А.А. Савина.
В 2019 году он стал лауреатом Второго всероссийского конкурса корпоративных
музеев. Его главный организатор и хранитель заслуженная артистка России Клавдия
Савина. Она самоотверженно ведет
многообразную культурно-просветительную деятельность среди горожан, музей
является объектом внимания туристов. Особый
интерес вызвал опыт научно-просветительского центра театрального искусства
Пермского края (Теацентр) при Пермском государственном институте культуры.
Здесь собрана коллекция материалов и экспонатов из более чем 25 театральных
коллективов Пермского края, начиная с XIX века. Масштабный проект пермского
вуза осуществлен под руководством доктора культурологии, профессора ПГИК Г.П.
Ивинских.
Как выяснилось на семинаре,
театральное наследие Пермского края нуждается в поддержке и развитии.
Говорилось о том, что потенциал «Теацентра» ПГИК мог бы сыграть свою
положительную роль в этом направлении, так как он создан и функционирует как
объединенная площадка регионального театрального наследия. Но ему для
полноценного осуществления музейной функции требуется прежде всего увеличение
площадей.