Постановку
осуществила творческая группа из
Великобритании в составе режиссера
Майкла Ханта, художника-постановщика
Патрика Коннеллана и специалиста по
сценической пластике Марии Корипас.
Музыку к спектаклю написал пермский
композитор Дмитрий Батин, видеоряд
создал видеохудожник Андрей Вилисов.
Спектакль создан при поддержке
Министерства культуры Пермского края
и группы компаний «ЭКС».
«Хроники
Нарнии» принадлежат к тем произведениям,
которыми сегодня зачитываются многие
российские подростки. Само название
этого спектакля будет манить ребят в
ТЮЗ, чтобы встретиться с любимыми
героями, сравнить увиденное на сцене с
книгой и серией фильмов по этому
произведению, экранизацию которых
осуществила CS lewis Company. Примечательно,
что «Хроники Нарнии», выпущенные автором
в свет в 1950-е годы, читают сегодня и
взрослые, по ним пишутся научные труды
и даются рекомендации культурологов
педагогам для изучения с детьми авторского
замысла.
Проза
Клайва С.Льюиса, как добрая старая
сказка, в которой есть и занимательная
интрига, и глубокая философия. Она
написана в современном жанре фэнтези,
ее персонажами являются дети, современники
Второй мировой войны. Волшебным образом
они попадают в страну Нарнию. Их ждет
изрядная доля приключений, борьба добра
со злом, счастливый финал. Вместе с тем
существует и «подводный» философский
ход авторской мысли. В процессе выпавших
на долю детей испытаний Клайв Льюис
ведет своих персонажей к открытию
важнейших нравственных ценностей
христианства.
В
повести «Лев, Колдунья и платяной шкаф»
ребята сталкиваются с предательством
брата, последующим его раскаянием,
необходимостью прощения его. На путь
познания вечных истин, готовности к
самопожертвованию во имя любви к ближнему
их наталкивает поступок древнего и
могущественного Льва Аслана (Аслан в
тюрских языках означает «лев»). Он
обдуманно за чужую вину сам отдает себя
в руки злой Колдуньи на смерть.
В
пермском спектакле инсценировка К.
Гашевой передает основной смысловой
посыл автора, в ней сохранены приключения,
есть прекрасное дополнение в виде
лимериков, которые автор сочинила сама
и которые придают спектаклю атмосферу
чисто английских детских радостей.
В
сценическом же исполнении акцент сделан
на вселенской борьбе сил добра и зла, и
пространством этой борьбы становится
не только мир Нарнии, но и Великобритания
времен гитлеровской военной агрессии.
Режиссер Майкл Хант с первых минут
подчеркивает смертельную опасность
всех существующих во время спектакля
миров. Зрителей в начале спектакля
устрашает девушка в военной форме,
которая свои фонариком погружает зал
во мрак. Потом на сцене включается экран
с хроникальными кадрами Великобритании
военных лет, где под песенку про «sunny
day» жители туманного Альбиона проходят
в бомбоубежище. Когда экран погаснет,
безмолвной очередью выйдут на сцену
забинтованные солдаты в доме профессора,
куда привезли детей, и который одновременно
является военным госпиталем. На одной
из боковых стен сцены на зрителей
направлен плакат Красного Креста от
миссис Черчилль (как примета исторического
факта: она возглавляла Фонд помощи
«храбрым русским содатам»). Раненые
воины чуть позже окажутся в Нарнии в
роли ее жителей. Наконец, когда в Нарнии
начнется решающее сражение со злой
колдуньей и ввысь взовьется стая черных
и белых птиц (куклы на длинных жердях),
оживут экраны мониторов, и прямо на
зрителей в кадре будут лететь самолеты,
сбрасывающие наземь бомбы. Звучащая в
момент финальной битвы экспрессивная
и агрессивная музыка, сочиненная Д.
Батиным, завершает атмосферу смертного
боя, который идет «не ради славы, ради
жизни на земле».
Эти
документально-хроникальные и сценические
образы, безусловно, взывают к благородным
чувствам зрителей, оживляет историческую
память. Но они отодвигают в сторону
вопросы состояния внутреннего мира
персонажей, вынужденных решать лично
для себя, что такое есть добро и зло.
Созданием
волшебств спектакле занимался
художник-постановщик Патрик Коннеллан.
В сказочной Нарнии запомнился снег,
который неостановимо сыпался из-под
обыкновенного зонтика, другой снег -
словно золотые брызги «выплескивался»
из кончика длинной палки. Вечная зима
Нарнии, по сути бесчеловечная, выглядела
на сцене красивой, манящей, загадочной.
Стильные сценические костюмы Колдуньи
и ее приближенных дополняли внешнюю
картину красоты зла. Интересен был
кабинет профессора, где играли дети, он
был полон предметов, которые позволяли
вспомнить кое-что из истории разных
цивилизаций. Нам словно подсказывали,
что профессор знает и видит больше, чем
его современники, его мудрость покоится
на вековой культуре. Правда, платяной
шкаф, у которого была волшебная дверь
в Нарнию, на вид был самым обыкновенным,
и одного обыкновенного фонаря для
перехода детей из реальности в параллельный
мир, думается, не совсем достаточно.
Зато хорошо продумана быстрая трансформация
огромной сценической конструкции со
шкафами в призрачную пустынную Нарнию.
Необычен
в спектакле изобразительный образ Льва
Аслана, доброго защитника жителей
Нарнии. Сначала мы увидели Аслана в
кабинете профессора в образе подвешенного
под потолок скелета, который отсылал
воображение зрителя в доисторические
времена. Оживший во втором акте Аслан
(сложная кукла-трансформер), посланец
Вечности, напоминал размерами древнего
мамонта, он двигался медленно, как бы
задумчиво. У скелета была маска с
печальными глазами, его слова, озвученные
голосом Ивана Донца с помощью микрофона,
лились откуда-то сверху, что создавало
ощущение их всемирности. Не случайно
роль профессора и Аслана в спектакле
исполняет один актер. Тем самым
постановщикам важно было подчеркнуть
огромное влияние того и другого
персонажей, которое они оказали на
личностный рост детей Певенси.
В
спектакле есть интересные актерские
работы. Эффектно, с подчеркиванием
властного характера и выразительным
отыгрыванием неприятных для Колдуньи
известий исполняет эту роль Елена
Бычкова. Как всегда, с юмором, запоминающимися
характерными деталями создает убедительный
образ Бобра, неутомимо двигающегося к
заветной свободе и подбадривающего на
этом пути детей, артист Дмитрий Юрков.
Неожиданно новыми красками в своей
актерской палитре порадовал Роман
Кондратьев в роли фавна мистера Тумнуса.
Он создал удивительно сложный образ
противоречивого состояния души. Фавн
- «часть той силы, что вечно хочет зла...
». Но после общения с Люси он словно
очеловечивается и «совершает благо».
На
премьере были достоверны, привлекательны
своей энергией, азартом Яков Рудаков -
Питер, Надежда Кайсина - Сьюзан, Степан
Собко - Эдмунд, Евгения Шишенина -
Люси. Евгения Шишенина, кстати, так
очаровала юных зрительниц, что они после
спектакля уговорили ее дать им возможность
запечатлеть себя с ней сотовым телефоном
на память об этом театральном вечере.
Фото
из архива театра