Отстоять право детей на инклюзивное образование. В редакцию ТСН обратились родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Они никак не могут устроить сына в специальную группу детского сада.
Юлия Усталова воспитывает четырехлетнего сына Вову. В результате тяжелой болезни мальчика еще в младенчестве частично парализовало. Сейчас ребенок посещает коррекционное отделение детского сада. Но его мама мечтает об инклюзиве. Это совместное обучение и воспитание нескольких ребят с ограниченными возможностями здоровья и обычных детей. Такая услуга в их дошкольном учреждении есть. Но только для ребятишек постарше - от шести лет. Другой вариант - посещать группу, целиком состоящую из здоровых детей.
Юлия УСТАЛОВА:
Варианты неподходящие для нас: ребенок имеет инвалидность, и нам предложили общеобразовательную группу, где по 30-35 детей. Ребенок с эпилепсией, он неустойчиво ходит. Его могут в любой момент толкнуть, ударить, дети же бегают.
По мнению специалистов, такому ребенку, не получившему инклюзивное образование в детском саду, в будущем практически невозможно адаптироваться в школьном коллективе. Юлия добивается, чтобы у ее сына появилась возможность контактировать со здоровыми детьми, но при этом учитывались особенности его здоровья. Женщина обратилась за помощью в городской департамент образования.
Юлия УСТАЛОВА:
Такую группу бы в каждом районе открыть дополнительно. На что мне ответили прямым текстом, что на данный момент в приоритете дети нормы. Обеспечение их местами. То есть наши дети на втором плане, и когда этот второй план будет реализовываться - неизвестно.
По словам правозащитников, в Перми сложилась такая практика: обычные группы количеством в 30 воспитанников посещают двое-трое детей-инвалидов. Они вынуждены заниматься по стандартным методикам. На воспитателей ложится дополнительная нагрузка. И особые дети со временем начинают чувствовать себя обузой.
Анастасия Гилёва, президент общественной организаций защиты прав детей-инвалидов и их семей «Счастье жить»:
Если у нас создают сейчас хоть какие-то условия для обучения детей в школе, то ни о каком дошкольном инклюзивном образовании даже речи нет. До сих пор не приняты повышенные финансовые показатели. До сих пор они не приняты в дошкольном образовании. В школе они приняты, вы знаете, 32 дополнительные тысячи на каждого ребенка. В дошкольном образовании не очень-то и разбежишься сделать чего-то дополнительно, хотя это и возможно.
Юлия Усталова надеется, что в ближайшее время ситуация с инклюзивным образованием изменится к лучшему. И в садике появится так называемый «тьютер» - специалист, который помогал бы ребенку одеваться, ложиться спать в тихий час, общаться со сверстниками и - получать знания. Многочисленные обращения, запросы и заявления отправлены по разным инстанциям.
Елена Еговцева, Евгения Караксина, Александр Худяков, Телевизионная служба новостей