Античная эпоха на
пермской сцене была пронизана атмосферой
звездных войн. Лучи прожекторов прорезали
тьму зрительного зала под аккомпанемент
разрывающихся снарядов и аккордов
электронной музыки; время от времени к
авансцене выдвигались черные пришельцы
без лица, но с с мерцающими экранами на
груди. Эпизоды боестолкновений ахейцев
и троянцев напоминали порой компьютерную
игру. Да и театральная программка
спектакля была оформлена с элементами
виртуального формата web.2.
Понятно, что история
про Троянскую войну театру понадобилась,
чтобы поговорить о дне сегодняшнем,
когда небо над головой мирного жителя
XXI века неожиданно
превращается в смертельную угрозу.
Сценографический образ спектакля,
созданный художником Викторией Ельцовой,
содержит три пространства, в которых
развертывалась жизнь и судьба античного
человека: первое - божественный Олимп
в виде высокого помоста над сценической
площадкой; второе - пространство войны,
ему отдана вся сцена плюс некий «укреп»
сбоку на авансцене, похожий на проржавевшую
бочку. В нем Одиссей пишет письма сыну
Телемаку домой в Итаку. Временами
выезжают из-за кулис жалкие «островки»
мира: то жилище Гектора с Андромахой,
то царские будни в боевом лагере
предводителя ахейцев Агамемнона.
Из греческой
мифологии мы знаем, что именно боги
разожгли огонь Троянской войны. В
спектакле в роли богов выступают артисты
в живом плане. Чтобы
мы не сомневались, что перед нами боги
не совсем настоящие, режиссёр
Дмитрий Вихрецкий и художник Виктория
Ельцова
Гермесу дали современные
кроссовки, Зевсу - бабочку на шею, а лицо
Аполлона покрыли глиттером. Перед
нами люди, возомнившие себя богами,
этакое «глубинное государство»,
управляющее земной цивилизацией.
Особенно выразителен Зевс в исполнении
Дмитрия Юркова. Этот импозантный персонаж
на пороге элегантного возраста, который
почему-то забыл заправить рубаху в брюки
и в таком «прикиде» нервно мечется на
Олимпе по поводу очередного поворота
военных действий. Иронически воссоздают
«божественную компанию» ведущие и
опытные артисты Ольга Янкина (Фемида),
Елена Хазанова (Эрида), Владимир Пенягин
(Арес), Алена Дитятина (Афродита), Федор
Овчинников (Аполлон), Марина Морозова
(Фетида), Юлия Гореванова (Гера).
Почему ахейцы и
троянцы внимали своим богам, сознавая
их человеческие слабости? Таково было
общественное сознание в древние века.
Но уже к V веку до н.э.
мыслящие люди поняли, что надо жить не
только по указаниям богов, но и собственным
умом. Не случайно в трагедиях Софокла,
Еврипида мы видим героев, которые в
трудные моменты своей жизни сами выбирали
свою судьбу. Но история, как известно,
повторяется. Нынешние представители
массового общества зачастую не утруждают
себя самостоятельной мыслью и обращаются
за ответом на сложные вопросы к новым
оракулам, лидерам мнений, вещающим с
голубых экранов телевизоров, компьютеров,
гаджетов и прочее.
Режиссер -постановщик
«Илиады v.2» Дмитрий
Вихрецкий как раз и показывает массовое
общество, которое управляется новыми
богами - людьми высшего света с помощью
новейших средств коммуникации. Режиссер
соединяет театр кукол- марионеток
(персонажи Троянской войны) с «живым
планом» артистов. «Небожители» управляют
марионетками, и сценические манипуляции,
как отражение социальных, сделаны
театром художественно выразительно.
Театр не был бы
театром, если бы в этой старой истории
по-новому не прозвучала тема марионеток
как особого искусства театра кукол,
когда они одушевлены артистами-кукольниками.
Сами куклы по сравнению с людьми на
сцене выглядят хрупкими, беззащитными.
Тем поразительнее среди них те, у кого
(с помощью кукольников) проявляется
сила воли, духа и способность к
самостоятельному решению своей судьбы.
Полны подлинного
драматизма сцены -диалоги Гектора-Ивана
Альгина, идущего защищать Трою, и
Андромахи -Дарьи Шереметьевой, пытающейся
уговорить Гектора не идти на бой,
сохранить себя как мужа и отца для
ребенка. Полны человеческого достоинства
речи Ахиллеса - Павел Дитятин, кукловод
Салмаз Иманова, его друга Патрокла -
Антон Шахтин. Гибель Гектора и Ахиллеса
театр сопровождает музыкальной темой
печали и скорби (композитор и спецэффекты
Никиты Нефедова).
Художественно
точно создана кукла царя Агамемнона,
голова которого похожа на лук со стрелами,
сразу вспоминается, что он в свое время
принес в жертву богам свою дочь Ифигению
ради победы над троянцами. Закономерным
продолжением портрета этого бездушного
воина является введенная в сюжет
спектакля сцена с юной Хрисеидой-Надежда
Гапоненко (кукла тоже с запоминающейся
пластикой), дочерью жреца Аполлона Хриса
- Андрея Долгих и пленницей Агамемнона.
Образ этого деспота создают Дмитрий
Немиров и кукловоды Солмаз Иманова и
Антон Шахтин.
Отдельной сюжетной
линией звучит в спектакле тема Одиссея,
который в письмах к сыну выражает свою
отъединенность от воинственных порывов
Агамемнона и Менелая. Алексей Дерягин
в роли Одиссея, произнося слова своего
персонажа, сумел выразил и разнообразие
обуреваемых Одиссеем чувств, и его
догадки о бесплодности «кровавой жатвы»,
затеянной греками. В конце спектакля
на сцене появляется молодой человек в
черном, это оказывается выросший без
отца Телемак - Михаил Татаренко, который
заявляет о своем неприятии Одиссея и
его правил жизни, он уходит со сцены
прямо в зал, к зрителям. И это озадачивает,
потому что неясно, к кому он уходит? К
школьникам, которые прекрасно владеют
новейшими технологиями, но не умеют
отличать фейки от достоверной информации?
К молодежи, которая подчиняется советам
и указаниям специалистов по манипулированию
общественным сознанием?
В России третий
год идет СВО. Большинство театров
Пермского края на тему войны говорить
избегают. Ее для них как бы нет. Отдадим
должное театрам, у кого целевая аудитория
- дети и молодежь. О войне говорят на
сцене в театре «Туки-Луки», в пермском
ТЮЗе, теперь в Пермском театре кукол.
Пермский театр кукол предложил свой,
непохожий на другие, художественный
язык на сложнейшие темы о важном. Он
призывает молодежь задуматься: кому
нужны игры богов, где ставкой является
человеческая жизнь? Увидеть, как тесно
соприкасаются мир марионеток и мир
людей, как быстро высекаются искры войны
и как опаленные пожарищем войны
проявляются человеческое достоинство,
мужество принятие решения самим
человеком. И когда искусственный
интеллект - помощник в добрых делах, а
когда - зло.
В постановке,
которая, безусловно, является творческой
удачей, занята почти вся команда, в том
числе и молодые артисты, которые пришли
в труппу Пермского театра кукол в начале
нового театрального сезона: это Андрей
Голубев, Антон Шахтин и Дарья Шереметьева,
окончившие Ярославский государственный
театральный институт по специальности
«Артист театра кукол», курс Л. Савчук;
Евгения Болбачанова, Алиса Вешкурова,
Анастасия Малугина, Михаил Токаренко
- выпускники Пермского государственного
института культуры по специальности
«Режиссёр любительского театра», курс
М. Оленёвой.