Спектакль
с самого начала погружает зрителя в
атмосферу таинственности: старый
ирландский кабачок, приглушенный теплый
свет, стрекотание сверчков, лай собак.
За стойкой причитает дочь кабатчика
Пэгин (Алена Войтенко). Девушке страшно
оставаться в баре одной, ведь ее отец,
на ночь глядя, собрался с друзьями на
поминки. Однако
видно, что девушка не робкого десятка
и могла бы постоять за себя: она не держит
язык за зубами, бойко отвечает жениху
и отпихивает
его. Подобного точно нельзя сказать о
ее суженом Шоне (Василий Скиданов). А
он, действительно, предстает перед нами
трусоватым и набожным мужчинкой, который
прикрывает свой страх остаться на ночь
в ирландском баре тем, что они с Пэгин
еще не женаты и он совершит грех, заночевав
в одном доме с незамужней женщиной.
Пик
таинственности достигается, когда Пэгин
узнает, что в канаве у кабака лежит то
ли бродяга, то ли опасный преступник. В
этот момент на сцене, в дверях, появляется
будущий герой Запада - Кристофер Мехоун
(Вильдан Валиев). Грязный, измазанный,
с жуткой гримасой на лице, он предстает
перед зрителем. Зал замирает. Узнав,
что Кристофер убил своего отца и теперь
скрывается от полиции, зал замирает
второй раз... А Пэгин-Алена Войтенко
восхищается! Вот тот, кто сможет защитить
ее, считает девушка. Она спешит отогреть
и накормить спутника, а ее отец с друзьями
- тоже с нескрываемым восхищением
пытаются выяснить все детали убийства.
Сергей
Федотов представляет событие, произошедшее
в маленькой ирландской деревушке, так,
будто все вывернуто наизнанку: полиция
- воплощение зла, а убийство - верх
смелости и отваги. Человек, который
убил отца, получает все самое лучшее:
от вкусной еды и теплой постели до
внимания самых завидных невест
деревушки.
Артист
Вильдан Валиев умело оправдывает
метаморфозы, происходящие с его
Кристофером. На следующее утро после
всеобщего признания Кристофероа героем,
его персонаж из нелепого жутковатого
«типа» становится статным и складным
парнем, завидным женихом. Однако, когда
выясняется, что он не убивал отца, а лишь
покалечил его, все тут же отворачиваются
от него. И геройский образ Кристофера
в игре Валиева тут же сдувается на
глазах, его уверенность в себе колеблется,
и он вновь становится нелепой фигурой.
После появления в кабачке старика
Мехоуна, его отца, Крис принимает решение
вновь попытаться убить-добить своего
отца. Таким образом он хочет возвратить
себе в глазах окружающих свой "героизм".
Вильдан Валиев сумел передать колеблющееся
геройство Кристофера.
А
как быть зрителю, на глазах которого
отцеубийство, пусть даже осуществленное
как неудачная попытка, возводится в
степень человеческого достоинства? Все
это было бы кощунственно, если бы не
было так смешно.
Накал
действия, между тем, нарастает. Искреннее
притяжение и трогательные признания в
чувствах происходят между Пэгин и Крис.
Но как только девушка узнает, что ее
возлюбленный не убийца, ее любовь к
юноше быстро сменяется ненавистью и
жестокостью. Алена Войтенко играет в
Пэгин парадоксальную переменчивость:
ее героиня меняет свои ориентиры на 180
градусов. Она перестает видеть в нем
героя так же быстро, как перестала видеть
его убогость. И вот она уже прижигает
ему ногу углем, добавляя фразу «помоги
ему бог». Мы видим, что не только
понятия чести и достоинства, но и понятие
любви в мире той ирландской деревушки
тоже исковеркано.
Даже
понятие веры в бога, которое, казалось
бы, трудно извратить, предстает перед
нами в «перевернутом» виде. герои,
рассказывая об ужасных вещах, приговаривают,
что им удалось свершить свои деяния «с
божьей помощью». А отец Пэгин Майкл
Флейерти (Владимир Ильин) благословляет
молодых, будучи пьяным. Владимир Ильин
смог очень точно показать состояние "в
меру пьяного" человека.
Илья
Бабошин в роли отца Кристофера, старика
Мехоуна создает сложный гротесковый
образ, который тоже вызывает у зрителей
ужас и смех одновременно. Травма головы,
нанесенная ему сыном (а отец Кристофера
появляется на сцене с окровавленными
бинтами на голове) превращается для
него в своеобразный орден. Старик Мехоун
гордится крепостью своего черепа,
показывает всем рану и, как ребенок,
радуется, что смог поразить окружающих
своим видом. Незадолго до встречи с
Кристофером старик Мехоун грозится
его убить. Но как настоящий отец, он в
конце концов прощает сыну покушение на
свою жизнь.
Зрители
вперемешку со смехом и ужасом задаются
на спектакле вопросами. Кто же сотворил
или что сотворилось с героями этой
истории, что у них в голове мир стал
наизнанку? Кто исковеркал их мораль? На
ум приходит один ответ - скука. От скуки
люди воздвигают себе героев из нелепых
«уродцев». Неразделимый ансамбль
деревенских девушек (Анастасия Леднева,
Милена Хмылова, Виолетта Дьякова) вихрем
носится вокруг "свежеслепленного"
героя, приходя в восторг от любого вздоха
или движения Кристофера, просто потому
что им скучно жить в своей деревне. От
скуки же герои начинают любить. И точно
от скуки считают поминки веселым
праздником, где можно вдоволь напиться.
Жизнь этих героев, каждого жителя
деревушки скучна и ограничена их местом
обитания.
Как
бы не было абсурдно, но единственный
человек, который еще не утратил
человечности в этом злачном местечке
- вдова Куин (Ирина Молянова). Конечно,
не стоит забывать, что она убила своего
мужа, однако в ней осталось немного
морали. Она помогает Кристоферу, жертвуя
своей заинтересованностью в нем, как в
мужчине, чтобы он был счастлив с Пегин.
Получается, что вдова Куин самая трезвая,
несмотря на то, что в кармане всегда
носит бутылочку спиртного.
Этот
перевернутый слепок на общество сейчас
выглядит как никогда актуальным. В
современном мире искажена мораль. И
слава часто приходит к тем, кто ее не
заслуживает...
Фото
Вадима Балакина, Эльвиры Магсумовой из
архива театра.