Режиссер
постановки - Татьяна Полуэктова, в
спектакле заняты солисты Пермского
академического театра оперы и балета
имени П.И. Чайковского Олег Иванов
(Сальери) и Сергей Власов (Моцарт), студент
музыкального колледжа Никита Козулин
(Моцарт), камерный ансамбль в составе:
Анна Кохан (скрипка),Татьяна Скиба
(скрипка), Ирина Лукашова
(виолончель),
Елена
Алексеева (фортепиано). Переложение
партитуры
сделал
композитор Дмитрий Батин, он же
продирижировал
спектаклями.
Премьера
вызвала теплые отклики зрителей и
профессионалов.
Софья
Ляпустина, театральный критик:
-
Мы увидели серьезную работу всего
творческого коллектива, уважительное
отношение к музыкальной драматургии.
Что очень важно, здесь чувствуется
стремление прийти к современному
звучанию, опираясь на то, что волновало
композитора Римского-Корсакова и поэта
Александра Пушкина. В
том числе и знаменитое: «Гений и злодейство
- две вещи несовместные»
Думается, что это в
целом удалось.
В исполнении Олега Иванова мы увидели
нехрестоматийного Сальери. Его персонаж
не злодей по
своему складу души, он
музыкант, который любит и понимает
настоящее искусство. Как замечательно
Олег Иванов слушает «Реквием»Моцарта,
душа его Сальери в это время плачет, мы
это чувствуем. Для
него несомненна гениальность музыки
Моцарта. Но
он не может понять
общего хода вещей:
«О небо! Где ж правота, когда священный
дар, бессмертный гений ...озаряет голову
безумца».
Противоречивыми
чувствами наполнена душа Сальери, Олегу
Иванову
удается передать это в зал, здесь мы
слышим и видим не
только профессионального
певца,
но и актера с большим драматическим
содержанием,
что
очень ценно. .
Его
Сальери сам страдает от того, что
совершил, не случайно в последние минуты
свидания с Моцартом он хочет быть ближе
к нему, он даже ложится рядом с Моцартом,
который вдруг оказывается
на полу, словно
почувствовав,
что «нынче нездоров».
Спектакль
о Сальери, и Серей Власов в роли Моцарта
стал для Олега Иванова прекрасным
партнером в этом спектакле. Его Моцарт
- легкий в музыкальных фразах, в движениях,
чуткий к переменам настроения своего
собеседника.
Значительна
здесь роль режиссера Татьяны Полуэктовой,
которую
многие помнят как талантливую солистку
пермской оперы в эпоху Георгия Исаакяна.
Ее вклад виден не только в общем замысле
спектакля, но и в продуманной
пластике
сцен, умело подобранном
видеоряде,
органичном включении
в спектакль музыки Моцарта.
Мне
не очень понятно, почему Сальери отравляет
Моцарта? Он страдает необыкновенно при
мысли об этом и все-таки совершает
трагический шаг. Давно известно, что не
каждый вопрос, который рождается при
просмотре сценического действия, должен
быть, как стрела, выпущен в самом
спектакле. Он возник во мне, зрителе,
вот что важно.
Светлана
Баранова, студентка консерватории ПГИК:
-
Это сочинение любят и зрители, и
постановщики, и
в Перми опера шла в академическом театре
оперы и балета им. П.И. Чайковского в
рамках цикла «Оперная пушкиниана»
(режиссёр Г. Исаакян, 2001 год). Спустя
ровно 20 лет она
вернулась к пермякам в трактовке
постановщика
Татьяны
Полуэктовой.
Немного
истории. Главный
герой оперы Римского-Корсакова - вовсе
не Моцарт,
а Сальери, который был показан ярко, как
драматический персонаж. Римский-Корсаков
начал создавать свой камерный шедевр
в начале 1897 года. В августе того же года
опера была завершена. Композитор посвятил
своё произведение А.С. Даргомыжскому.
Первое представление состоялось в
имении певицы Татьяны Любатович.
Произведение исполнил Федор Шаляпин,
аккомпанировал
ему Сергей
Рахманинов. 6 ноября 1898 года состоялась
первая премьера оперы в Московской
частной русской опере, где партию Моцарта
пел В.П. Шкафер, партию Сальери - Ф. И.
Шаляпин. Опера состоит из одного акта
и двух картин. Действие оригинальной
версии происходит в конце XVIII
века, в Вене.
В
пермской постановке внешнего переноса
в прошлое нет. Камерность подчеркнута
сценографией и костюмами. Сальери одет
во все черное, Моцарт - в черно-белые
цвета. Вместо слепого скрипача на сцену
выкатили манекен. Свежие решения в новой
премьере этим не ограничиваются:
начинается опера с аудиозаписи шума
дождя, на экране в этот момент идёт
видеоряд - капли дождя падают на окно.
Сальери стоит к зрителям спиной. И
завершается опера также, только Сальери
уже сидит на стуле спиной к зрителям.
Такая арочная мизансцена создает
чувство
завершенности спектаклю.
В
сценах, в которых Моцарт должен был
«показать» Сальери свои сочинения,
артист
не
играл, а представлял, что дирижировал
или лежал на полу, воображая звучание
собственной музыки (здесь вновь в
спектакль вторгались современные
технологии, воспроизводя записи Реквиема
и Фантазии). Камерная опера Римского-Корсакова
на камерной сцене Дома Актера была
исполнена камерными средствами.
Партию
Сальери исполнял Олег Иванов. Он смог
проникнуться образом, показать внутренние
переживания и мысли Сальери. В постановке
была добавлена нота раскаяния: после
сцены отравления Моцарта, когда главный
герой остается наедине, певец смог
очень ярко и экспрессивно показать
раскаяние своего персонажа. Сергею
Власову,
исполнителю
партии Моцарта, удалось
воссоздать образ беззаботного
гения, его несерьёзность, доброту и
доверчивость, которые на самом деле -
лишь внешние черты образа. «Внутреннего»
Моцарта, как
мне кажется, зрителям
не хватило.
Дирижёр
Дмитрий Батин:.
-
Это опера написана для камерного театра,
не для большой сцены, как мы привыкли.
Принято, что опера должна быть с пышными
декорациями, костюмами, хоровые сцены,
балет - здесь этого ничего нет. Все
сосредоточено на взаимоотношении двух
персонажей, а больше даже на чувствах
Сальери.
-
При работе над оперой какие затруднения
у Вас возникали?
-
Это творческий
процесс, всегда
возникают какие-то проблемы, которые в
принципе решаемы, решаются. В данном
случае Вы заметили, что здесь не оркестр,
хотя и у Римского-Корсакова камерный
оркестр, а не полный симфонический
состав: деревянно-духовых всего по
одному инструменту, из медных только
валторны. Трубы, тромбона нет совсем,
как и ударных. Но мне предложили
поучаствовать в адаптированном составе,
в котором были бы фортепиано и струнное
трио. Работа была интересной. У меня не
было чувства, что чего-то не хватает.
То, что хотел Римский-Корсаков, - камерную
оперу - это получилось.
-
Какие чувства Вы испытывали при исполнении
этой музыки?
-
Во-первых, тут сошлись два гения. Стихи
Пушкина, музыка Римского-Корсакова.
Это, безусловно, какое-то благоговение,
когда сталкиваешься с такой музыкой,
драматургией, ты можешь испытывать
только чувства абсолютного восторга.
-
Кто был идейным вдохновителем постановки
оперы?
-
Олег Иванов, который исполнял Сальери,
у него юбилей в этом году. Спектакль
планировали
приурочить к его юбилею как бенефис. Он
и
режиссер
Татьяна
Полуэктова «совпали»,
чтобы сделать камерную
постановку
именно
для зала Дома
актера. Когда
они
стали
выбирать произведение, то
остановились на этой великой опере и
человеческой драме.
Надежда
Алексеева, студентка ПГИК:
-3
апреля, когда я выходила из Дома актера
после спектакля «Моцарт и Сальери», в
голове навязчиво звучала мысль: «Сила
искусства в перерождении». Люди
приходят на спектакли, концерты,
преследуя самые различные цели. Но итог
всегда один - после просмотра,
прослушивания у каждого появляются
эмоции, мысли, чувства, которых не было
ранее. Человек становится другим, а
иногда, может быть, совсем не таким, как
прежде. Искусство восхищает и пленяет
меня этой, подобной волшебству,
способностью. После оперы «Моцарт и
Сальери» я ощутила себя словно
переродившимся
в
чем-то человеком.
Обуревавшие мысли и идеи привнесли в
мою душу трепет и детский восторг. Это
было мое первое знакомство с камерной
оперой. Сказать, что услышанное
и увиденное произвело на меня сильное
впечатление -
не сказать ничего. Благодаря небольшому,
уютному помещению зрители сидели
вплотную
к сцене. Это позволило
почувствовать
себя внутри истории, которую проживали
актеры,
исполняя
партии.
Это восхитительное, будоражащее чувство
наполняло меня на протяжении всей
постановки. Мой призыв прозвучит очень
просто: любите и не бойтесь отдавать
своё сердце Искусству!
Оно
прекрасно. Благодаря
постановке оперы «Моцарт и Сальери» я
вновь в этом убедилась!
На
снимке: создатели оперного спектакля
«Моцарт и Сальери» после премьеры в
Доме актера.
Фото
из архива Олега Иванова.