Ни
для кого не секрет, что театр - это не
только представления на сцене и
наполненный зрительский зал. Театр -
это репетиции, подготовка к ним,
костюмерные, гримерные, бутафорские
комнаты, и, конечно же, создание декораций,
без которых не состоится ни одно шоу.
Вряд ли кто-то из зрителей вовремя
просмотра спектакля когда-нибудь
задумывался о том, как создавались
декорации для сцены. Как это происходило?
Кто этим занимался? Каким образом
создаются будущие декорации для различных
перфомансов? Об этом я сейчас расскажу.
Итак,
сегодня добровольцы из группы волонтёров
начали создавать декорации для спектакля.
Я - в их числе. Уже в 10.50 я стою около КПП
завода и жду координатора волонтёрства
- Асю Алыпову.
Солнце
светит сквозь облака как-то по-осеннему
тоскливо, на улице очень малолюдно, тихо
- утренняя Пермь ещё спит. Ни одного
человека вокруг. Звонкие, создающие
ощущение «неуюта» крики птиц доносятся
с близлежащей набережной. Скребут
мётлами дворники, наводящие чистоту.
Из-за
угла появляется Ася, в её руках огромный
пакет с реквизитами для будущей работы.
Мы стремительно пересекаем проходную
и оказываемся на территории завода.
Направляемся
к Цеху №5. Нас встречает уставшая от
долгой работы женщина. На ней - блузка
в цветочек, джинсы, тёплая обувь и
шерстяная шаль на пояснице. Мы знакомимся.
-
Наташа. Бутафор театра.
-
Полина, волонтёр. Мне тоже очень приятно
познакомиться. Я буду вам сегодня
помогать.
-
Отлично, лишние руки - это как раз то,
что нам нужно сейчас.
Наталья
показывает мне наше рабочее место. Мы
проходим в огромное помещение: кирпичные
голые стены, деревянный дощатый пол,
высокие потолки с железными перекладинами
под ними, металлические трубы - всё это
создаёт некоторое напряжение внутри,
сразу хочется нахмуриться и съёжиться
от холода.
В
глаза бросается расстеленная на полу
черная клеёнка длиной метров 20 и метров
10 в ширину. На ней лежит много смотанной
в рулоны полупрозрачной плёнки. Как
оказалось, из неё мы и будем делать
декорации. Здесь же стоит яркая бочка:
она послужит нам в течение всего дня и
обеденным столом, и приспособлением
для работы. Рядом с ней - большой стол
с наклеенными на него белыми метками,
скамейки и несколько стульев. Нам
необходимо было подождать главного
человека сегодняшнего мероприятия -
Марину, которая является гримёром и
бутафором театра
оперы
и балета.
Мы оглядываемся по сторонам в поисках
чайника с кипятком. Поскольку мебели
вокруг практически не оказалось, нетрудно
было заметить стоящий неподалёку стол
с кулером, заварочными пакетиками и
одноразовыми стаканчиками. Наступает
тишина.
-
Наталья, вы
не
только на фестивале работаете
бутафором? - я решаюсь нарушить молчание.
-
Я работаю бутафором в Кукольном театре.
Меня попросили заняться работой и здесь.
Смотри: здесь ты можешь оставить верхнюю
одежду и рюкзак. Сегодня наше рабочее
пространство - это чёрная клеёнка. На
неё нельзя вставать в грязной обуви.
Работать будем босиком.
Спустя
час наших разговоров «ни о чём» приходит
Марина, а вместе с ней Оля - девушка-волонтёр
из нашей команды. Мы вчетвером приступаем
к созданию бутафории.
-
Сегодня наша задача - сделать выкройки
из белой плёнки для этого паровоза. Я
думаю, здесь работы на неделю, сегодня
хотя бы вырежем детали,
склеим некоторые из них. А вообще это
будет огромная фигура, её надо будет
надувать специальным оборудованием.
Должно получиться красиво, - говорит
нам наша наставница.
Мы
разворачиваем первый рулон. Он оказался
тяжёлым и пыльным, однако вчетвером мы
быстро управились и намотали его
«гармошкой» на цветную бочку. Мы с Олей
выступаем в качестве помощников. Нашим
первым заданием является резать скотч
на кусочки и передавать его для скрепления
деталей. Казалось бы, что сложного в
том, чтобы кромсать липкую ленту и быть
на подхвате? Но эта работа затягивается
на несколько часов. Руки становятся
липкими и холодными. Чтобы как-то
разрядить обстановку, я начинаю спрашивать
Наталью и Марину об их работе. Бутафор
- профессия редкая, хочется узнать о
ней побольше.
-
Скажите, вы
давно работаете в театре?
-
Ой, ещё с прошлого века! - с улыбкой
дружелюбно отвечает Марина.
-
Здорово! У вас
такая интересная профессия... Получается,
именно вы
создаёте декорации для спектаклей?
-
Нет, этим занимаются столяры. То, что в
реальной жизни смотрится красиво, на
сцене выглядит совсем не так в свете
софитов. Поэтому мы делаем всё для того,
чтобы эта бутафория со сцены смотрелась
красиво. Вообще, это Наташа у нас бутафор
в кукольном
театре. Я - гримёр, я делаю так, чтобы
актёры театра были видны со сцены.
-
Ваша профессия, наверное, требует больших
физических затрат, бывает сложно
справляться со всеми материалами?
-
На самом деле, нет. Часто материалы
лёгкие, как пенопласт. Это же всё-таки
бутафория.
-
А где нужно учиться, какое образование
получить, чтобы стать бутафором или
гримёром?
-
В наше время работать по нашей профессии
можно и без специального образования.
Но раньше учили в Саратове, в Казани,
Одессе, Екатеринбурге... А сейчас главное
- кисточку уметь в руках держать.
-
А что вам
больше всего нравится в профессии?
-
Пожалуй, театральная атмосфера. На одно
время я уходила из театра. Но, когда
вернулась обратно, почувствовала
какой-то родной запах, родную атмосферу,
невероятную тягу, я подумала: я хочу
работать здесь и только здесь.
Время
пролетает незаметно. Вот на часах уже
14.30, нас отпускают на обеденный перерыв.
После того, как мы попили горячий час с
выпечкой из
пекарни,
находящейся неподалёку от завода, мы
возвращаемся к работе. Трубы будущего
паровоза склеены, осталось вырезать
кабину. На полу мы расстилаем всё, что
нужно для этого. Марина и Наталья
руководят процессом:
-
Тяните на тебя! Аккуратно раздвигайте
складки! Нет, стойте, не пачкайте клеёнку,
здесь должно быть чисто!
Мне
достаётся ответственная задача:
расчертить линии разрезов, то есть
сделать контуры будущих деталей фигуры.
Ко мне приходит осознание, что сейчас
то, что находится в моих руках и зависит
от моих движений, через какое-то время
будет стоять на сцене во время театрального
фестиваля и радовать глаз зрителя. Это
необыкновенное чувство! Кажется, будто
я создаю какую-то частичку всего
спектакля, помогая режиссёру воплотить
авторскую задумку в реальность.
Близится
вечер. Почти вся наша работа сделана.
Проведя почти весь день на ногах, я
поняла, что профессия бутафора,
действительно, очень ответственная,
тяжёлая, требующая максимального
внимания. Теперь на спектаклях в театре
я всегда буду обращать внимание на все
детали декораций сцены и восхищаться
кропотливой работой бутафоров!