Театр
собрал
только
друзей,
среди
которых особенно заметны были
председатель
Пермской городской Думы Ю рий
Уткин, глава Перми Дмитрий Самойлов,
министр культуры администрации Пермского
края Вячеслав Торчинский, представители
спонсоров ТЮЗа, а
также постоянная
театральная
публика,
состоящая
из педагогов школ и вузов, технической
и творческой интеллигенции, ветеранов
сцены.
В
фойе гости дарили худруку народному
артисту РФ Михаилу Скоморохову подарки
для театра. А потом в зрительном зале
перед
началом
спектакля Михаил
Скоморохов
напомнил,
что в 1964 году первым спектаклем Пермского
ТЮЗа был «Город на заре» А. Арбузова в
постановке Георгия Чодришвили. Театр
тогда заявил, что главными героями на
его сцене станут молодые современники.
Подготовленная
к 55-летию ТЮЗа премьера
«Прибайкальская
кадриль» В. Гуркина была
тоже о
наших современниках.
Но
«элегантного
возраста». Известие
об этом воспринято было нормально, ведь
ТЮЗ
по календарю вступил в этот возраст.
Но
сыграна пьеса была с молодым задором.
В
ней рассказывается
почти
анекдотический сюжет о том, как жены
ветеранов
труда под
горячую руку обменялись мужьями, и сами
потом не знали, как выйти из создавшегося
положения. Комические ситуации
сопровождаются
песнями под музыку постоянного
партнера театра - оркестра
народных инструментов «Каравай» с
художественным руководителем Олегом
Згогуриным, музыкальное оформление
заслуженного работника культуры
РФ М. Гольдберга. Стихи к песням сочинила
актриса театра Ксения Жаркова, хореография
Ирины Ткаченко.
Условная
сценография
Ирэны Ярутис создает поэтический
образ:
«Славное море священный Байкал» с
рыбками и сетями, голубизной ясного
неба, лодками, которые могут быть
и частью дома
сельского прибайкальского жителя, и
укромным
местом,
и
элементом морского побережья.
В
этом
пространстве
герои спектакля воспринимаются
как
часть многоликой
природы,
которая
может быть то величественно спокойной,
то неистово бурлить.
В
юбилейный вечер на сцену вышли Александр
Шаров (Коля),
Елена Бычкова (Лида), Михаил Шибанов
(Саня), заслуженная артистка РФ И. Шишенина
(Валя), заслуженная артистка РФ В. Лаптева
(соседка Макеевна). Ансамбль
артистов
в тот вечер играл
с
блеском. Комедийные розыгрыши исполнялись
естественно и легко. Казалось
бы, видишь каждого из исполнителей
на
сцене не первый год,
но опять
удивляешься
тому, как они умеют предстать перед нами
новыми
и разнообразными.
В
юбилей воспоминания захлестывают
невольно. Вот и на этот раз, наблюдая
суматоху перебранок
семейных
пар из «Прибайкальской кадрили», я
невольно подумала о
том, как быстро дуэт
Шаров - Шибанов вырос
из детских ролей, но по-прежнему
неразлучен.
Могут скоро
отметить «дуэтную»
круглую
дату. Около десяти лет они выступают
парой: братьями
в «Отрочестве» Л.
Толстого, друзьями
(Капитонко
и Царь Иванович)
в
«Золоченных лбах», парадоксальным
союзом добра
и зла
в
спектакле «Ночь перед Рождеством»
(Кузнец Вакула и Черт). В
тех же «Золоченных лбах» Елена Бычкова
(царица
Аграфена), потом в спектакле «Европа-Азия»
(мнимая Невеста) научилась создавать
женский озорной
и плутовской характер. Ирина Шишенина
тоже не новичок в комедийных ролях. В
«Золоченных лбах» играла Царскую
тещу, в «Чонкине» подчеркнуто театрально
создавала
образ продажной секретарши. И
если уж совсем уйти памятью в далекое
прошлое, то как не вспомнить
легендарные спектакли «Золотой теленок»
и водевиль «За великое чувство любви!»,
где впервые
так мощно прозвучал комедийный талант
Валентины
Лаптевой
в
ролях Варвары Лоханкиной и весьма
беременной невесты.
Все
названные
мною спектакли, за
исключением «Ночи перед Рождеством»
(режиссер
В.
Гурфинкель), поставил Михаил Скоморохов.
Они
пронизаны его талантом, его юмором и
его
беспощадной
сатирой, в
них его ощущение карнавальной стихии
жизни. И
всегда в коловороте жизненного абсурда
для него
важны
прорывные
моменты настоящих глубоких человеческих
чувств, на которых держится мир и человек.
В «Прибайкальской кадрили» тоже есть
такой эпизод, когда обыкновенный мужик
Коля, обиженный до глубины души женой
и соседями, вдруг
захочет уйти из этого мира. Очень трудно
вот так сразу переключить комедийный
регистр на драматический, но актеру
Александру Шарову в тот юбилейный вечер
это удалось. Он овладел вниманием зала,
и мы послушно всей душой сочувствовали
его Коле, которому, оказывается, дано
любить так глубоко, самоотверженно.
Не
за этим ли мы ходим в театр...
Работы
Михаила
Скоморохова
не
раз оказывались
этапными
для ТЮЗА, отмечались высокими наградами
на
уровне Пермского края и всей России.
Они были
нужны
зрителю, поэтому годами не
сходят
их
названия
с репертуарной афиши. Один
из них -
спектакль
«Охота жить» по рассказам В. Шукшина
был
удостоен премии
Правительства РФ в области культуры в
2009 году.
А сошел со
сцены только
нынче
осенью. Интересно, что по
территории проживания, душевно и
нравственно герои
пермской «Прибайкальской
кадрили»
близки
шукшинским чудикам. И нам по-прежнему
охота жить с пермским ТЮЗом.
Фото
из архива театра.