«Борис
Годунов», «Снегурочка», «Князь Игорь»
- самые известные названия классического
репертуара раз в год идут на сцене
Пермского театра оперы и балета в
необычном формате. В них принимают
участие дети. Они не просто выходят в
массовых сценах, что является обычной
практикой, а играют и поют хоровые партии
на равных с профессиональными артистами.
Причем в постановках участвуют не
воспитанники музыкальных училищ и
творческих коллективов, а обычные
школьники, до сих пор имевшие дело с
пением только на уроках музыки. Проект
«Дети на оперной сцене» появился 10 лет
назад.
Алла Платонова, директор по развитию
Пермского театра оперы и балета:
- Сначала было страшно: было непонятно,
как к этому подступиться, как интегрировать
школьников, которые никогда не выходили
на сцену, в профессиональный спектакль.
Но мы решились на это, и теперь проект
весьма успешно реализуется. Нужно очень
внимательно слушать городское сообщество.
Это позволяет быть действительно в
диалоге с людьми, отвечать на их
инициативы, а они, в свою очередь, с
большим доверием и интересом относятся
к нашим предложениям. У нас много
проектов, не только этот, родились именно
по инициативе извне.
Идея родилась весьма неожиданно в
физико-математической школе №9. Школьники
на уроках музыки там разучивали не
детские песенки, а вполне серьезные
сочинения академического репертуара.
Ученики пятых и седьмых классов в тот
год (а было это в 2009-м) впервые вышли на
сцену и спели вместе с профессионалами.
Проект, к которому многие изначально
отнеслись скептически, оказался
чрезвычайно успешным. И с тех пор каждый
год школьники разучивают свои партии,
шьют костюмы и делают реквизит, чтобы
ближе к концу учебного года сыграть на
большой сцене. В этом году они представят
зрителям оперу-сказ «Малахитовая
шкатулка» Дмитрия Батина. В проекте
примут участие 130 учеников из 16 школ
города.
Елена Воронова, организатор проекта
«Дети на оперной сцене»:
- Если детей с детства не знакомить
с классической музыкой, они вряд ли
станут активными слушателями в будущем.
А в данном случае в проект вовлечено
гораздо больше людей: это и ребята,
которые будут в зале, и учителя, и
родители. Это способствует культурному
развитию всех участников. Но главное -
это интересно детям. Они с энтузиазмом
готовятся к выступлению, и с большим
волнением идут на сцену. И для педагогов
это отличная возможность профессионального
роста, ведь они в рамках этого проекта
работают со сложным музыкальным
материалом, а не просто учат детские
песни. Это уникальный опыт обращения к
крупной музыкальной форме в
общеобразовательной школе.
Проект не просто пользуется успехом
у зрителей, конечно, не случайных, в зале
в основном родители, учителя и
одноклассники, но и служит полигоном
для масштабной исследовательской
работы. На примере пермских спектаклей
специалисты продолжают развивать идеи
советского композитора и педагога
Дмитрия Кабалевского, разработки
которого легли в основу проекта, и
разрабатывать новые образовательные
методики.