Я
занималась изобразительным искусством
4 года. За этот период мои картины побывали
на стенах Пермской
государственной художественной галереи.
Сейчас я продолжаю интересоваться
художественным мастерством и стараюсь
активно посещать мастер-классы выдающихся
художников нашего времени. Так. по
стечению обстоятельств я оказалась в
Москве и посетила мастер-класс Ильи
Ибряева.
Для
нашего мастер-класса Илья выбирает
живописный московский пейзаж - центр
Москвы, вид на улицу Солянку и стоящую
на ней справа церковь с высокой колокольней
со стороны площади перед кинотеатром
«Иллюзион». Я чувствую себя растерянной,
потому что не понимаю, как я буду рисовать
такую сложную картину.
-
Чем интересен этот пейзаж? Здесь красивая
плоскость и есть силуэт. Мы можем
добавлять что-то, менять композицию.
Задачи будут на план, силуэт, контраст
и контр-ажур, - объясняет нам художник.
Контр-ажур
возникает, когда мы смотрим на что-то
против света и видим темный силуэт -
свет слепит глаз, и он плохо различает
цвета. Если свет позади, за спиной, пейзаж
становится цветным, тени - глубокими.
Здесь же все наоборот. Цвета серебристые,
тени - холодные.
После
рассказа о материалах, с которыми ему
нравится работать (английская бумага
Sanders Water Fort, чистый хлопок, пористая
структура, краска хорошо проваливается
и нет таких проблем, как с целлюлозной
бумагой), анализа кистей и красок Илья
начинает работу над городским пейзажем.
Бумагу
он закрепляет на листе картона скотчем,
затем берет в руки карандаш, чтобы
сделать рисунок, попутно раскрывая
перед нами секреты композиции, которые
я обязательно возьму себе на заметку.
-
Поскольку мы, европейцы, пишем слева
направо, наш глаз движется так же, и
любую картину мы начинаем рассматривать
с левой стороны. Поэтому левая часть
рисунка должна быть меньше нагружена,
- поясняет живописец.
Проходит
час, рисунок закончен - вот тут-то и
начинается волшебство. Илья Ибряев
смешивает на палитре оранжевый кадмий
и ультрамарин, проводит широкой кистью
по бумаге, и небо над линией горизонта
сначала становится тускло-желтым, потом
заплывает серым, как будто ветер нагнал
откуда-то облака. За окном улица, идут
прохожие, некоторые останавливаются и
замирают возле окон - уверенные движения
художника привлекают внимание.
А
мы завороженно следим за тем, как на
бумаге появляется силуэт колокольни,
потом здания по соседству, линия домов...
и вся улица, уходящая вдаль, туда, где
небо светлее, потому что туда упало
солнце... И
паутина проводов над крышами домов, и
тень от какого-то большого здания. И
кто-то тихо спрашивает: «Как же это
получилось?».
Шел
3-й час мастер-класса. Это значит, что
началась самостоятельная работа, и
каждый из нас должен повторить рисунок
мастера. Не буквально копировать, а
сделать свою версию, со своим видением
и своим цветовым решением. К сожалению,
выдержать правильные пропорции удается
мне не сразу, приходится поработать
ластиком. На вопрос, нужно ли позаниматься
рисунком, прежде чем подступать к
акварели, Илья Ибряев отвечает, что мы
будем делать все сразу, в технике «а la
primа», но рисовать, конечно, нужно учиться,
для этого лучше всего носить с собой
скетч-бук и делать зарисовки в любую
свободную минуту. Видишь что-то интересное,
и сразу достаешь блокнот.
Час
4-й. Небо у всех уже готово, пора
прорисовывать силуэт церкви и крыши
домов. Важный момент. А вдруг рука
подведет, и ты испортишь рисунок? Что
делать?
-
Хороший вопрос, - говорит художник. -
Не бойтесь испортить акварель. Если вы
видите, что испортили рисунок, превратите
свою ошибку в часть плана. Я помню, у
меня был мастер-класс в Стамбуле, я писал
отражение, и вдруг на бумагу упала капля.
Ну и что? Я на этой капле сделал остров.
Неужели
прошло пять часов? Время летит незаметно,
каждый работает над своим рисунком,
стараясь использовать все приемы, о
которых услышал сегодня. Преподаватель
подходит к каждому, смотрит, подсказывает,
что нужно сделать, поддерживает и
вдохновляет.
Спасибо
Илье Ибряеву за эти часы, проведенные
в счастливом погружении в творчество,
за огромное количество информации и
заряд положительных эмоций! Волшебное
действие мастер-класса - пробуждать в
ученике ощущение собственных скрытых
возможностей, желание ставить перед
собой новые задачи и работать, чтобы
достичь большего, кажется, начинает
проявляться.
Я
лично уже иду покупать скетч-бук.
Кстати,
мое творение на фото слева в верхнем
ряду.