Несколько
слов о «Часовом заводе». Он находится
в здании по ул. Чернышевского, 28 (кафе
«Атлантида») на
четвертом этаже;
это
база
Пермской научно-производственной
приборостроительной компании (ПНППК);
представляет собой мультиформатную
площадку для создания и проведения
различных событий культурной сферы,
будь то спектакли, концерты, выставки,
перформансы, лекции и мастер-классы
экспертов в разных областях науки и
культуры.
Имеет
свою группу «В контакте». Судя по
вечернему кружению молодежи около его
входных дверей в день показа «Пизанской
башни» и беседе с парой встреченных
своих учеников в здании «Часового
завода», я поняла, что новый культурный
центр обрел первых поклонников.
Пьеса
«Пизанская башня» принадлежит перу
современного драматурга Надежды
Птушкиной, чье творчество часто вызывает
отрицательные отзывы театральных
критиков и стойкий интерес массового
зрителя. Дело в том, что драматург строит
действие на основе беспроигрышных тем
любви, семьи, взаимоотношений полов. Не
всегда они имеют
глубокую художественную разработку,
но вполне годятся для устойчивого
массового проката в сезоне.
В
условиях реконструкции основной сцены
Театру-Театру
просто необходимо было сделать мобильную
для гастролей постановку с прицелом на
беспроигрышный зрительский успех.
Поскольку Борис Мильграм имел опыт
постановки пьес Надежды Птушкиной, ему
было, что называется, с руки, поставить
«Пизанскую башню», которая отвечала и
зрительским ожиданиям, и маркетинговым
задачам театра.
Театру-Театру
выступать на такой площадке, с точки
зрения коммуникации со зрителями,
было выгодно, - публика
у «Часового завода» уже есть.
Но гораздо сложнее - с другой, так как
здесь отсутствовали
свои козыри
- «навороченная»
техника и оркестровое музыкальное
сопровождение, к
которым приучил Театр-Театр всех, кто
бывает на его постановках.
Вечером
16 мая 2018
года на
сцене «Часового завода» театр
как искусство выглядел в его почти
первозданном виде - всего два актера
вышли на сцену, чтобы
своей игрой весь
вечер держать
в напряжении зрительный зал.
Сразу
скажу, что в
название
«репетиция» вполне укладывается
то,
что мы увидели в тот вечер. Жизнь
и судьба одной семьи в принципе была
актерами прожиты.
«Пизанская
башня»
как метафора
для
семьи
с
пошатнувшейся духовно-нравственной
опорой явственно прочитывалась. Муж -
Дмитрий Захаров и Жена - Анна Сырчикова
на наших глазах разбирались
в
обидах, которые нанесли друг другу за
два десятка лет. Иные из их претензий
смешны, иные - страшны, но
характеры
персонажей в
конечном счете комичны,
потому что, желая разойтись, они все-таки
остаются вместе. Не
случайно драматург определяет жанр
пьесы как фарс. Постановщик Борис
Мильграм смягчает авторское отношение
к происходящему, называя это «народной
комедией».
Актерам
оставалось психологически
оправдать поведение и поступки своих
персонажей, чтобы зритель увидел
противоречивость характеров и уязвимость
позиции каждого
в
семейных отношениях. В
конце концов зрителям,
раз
уж стали свидетелями семейного скандала,
хотелось бы приблизиться и
к пониманию того, от чего накреняется
семейная жизнь, и как ее укрепить, если
тебе дорога семья. В
этом смысле наиболее выстроенной
оказалась
роль Мужа у Дмитрия Захарова. Его герой
поначалу предстает типичным
мужиком-обывателем,
который довольствуется тремя потребностями:
поесть, посмотреть по ТВ футбол, раз в
неделю с друзьями выпить «по важному
поводу». Он поет задорные песни советских
лет, правда, в затянутом ритме, что
означает некую то ли мысль, то ли удивление
от «заявок» жены. Он, как ему кажется,
всей душой к ней повернут: и на работу
поденежней устроил,
и чемодан тяжелый кидается
поднести,
если ей это
нужно.
Дмитрий Захаров играет доброго,
непосредственного, по-своему
остроумного, порой даже симпатичного
мужа,
который,
в меру своего разумения, заботится о
жене.
Она
дорога ему, как
старые домашние тапочки, с
которыми не хочется расставаться. Но
все это только до тех пор, пока она его
не «достанет». Вот тогда он ей честно
выложит, за
что он ее не уважает... В какой-то момент
перед
нами раскроется
драма
мужчины, который женился
по обязанности (случайная беременность),
живет
по обязанности
(сына надо было поднимать), и иногда ему
от этого невмочь.
Словом,
под скандальной бытовухой просвечивает
вдруг сюжет,
хорошо известный всем по фильму «Осенний
марафон» -
про настоящего мужика, порядочного и
способного быть ответственным за тех,
«кого приручил». С
глубоким
внутренним
драматизмом Дмитрий
Захаров произнес монолог-воспоминание
о подлинной любви, которая посетила
его персонажа
через некоторое время после свадьбы, и
почему
он
принял решение не давать ходу своим
чувствам. В эти минуты Муж
в
наших глазах обретал черты душевной
незаурядности, а про
самого актера подумалось,
что он
окончательно
вырос из ролей взрослеющих
по ходу действия пацанов в настоящего
актера, которому под силу сложные
драматические характеры.
У
Анны
Сырчиковой
стратегия скандальных действий в тот
вечер выглядела пунктирно. Самый
беспроигрышный момент ее игры -
превращение в красотку, что вселяет
оптимизм в близких ей по духу женщин.
Самый
уязвимый момент - зрительская вера в
декларируемую
Женой
любовь
к
мужу,
и
соответственно, вера в ее порядочность
как человека. В
первом акте ее Жена большую часть времени
со страхом закрывается от мужа чемоданом,
хотя супруг настроен мирно достаточно
долго.. Когда же наконец он замахнется
стулом, ее
Жена направляет в лицо Мужу газовый
баллончик,
и он
падает
от
этого газа,
как
убитый. Лежит недвижно достаточно долго,
а она в это время по телефону спокойно
общается с мамой. Ни намека на хоть
какую-либо тревогу или страх по поводу
жизни-смерти лежащего у ее ног. Словно
полностью атрофировались все чувства
сопереживания, пусть не мужу, но
человеку...
Во
втором акте актриса играет волшебное
превращение обычной библиотекарши в
гламурную красотку(вариант Золушки на
балу), которая
собралась выходить замуж за итальянца.
Само
собой, по расчету. Такому
сказочному повороту сюжета мы обязаны,
конечно, драматургу. Но
должны быть какие-то актерские «нитки»,
которые бы связали в одно целое две
половинки одного женского образа. Жена
- Сырчикова во
втором акте опять
пользуется испытанным
орудием
самозащиты, но на
сей раз жесты красотки столь изящны,
что
невольно закрадывается сомнение, что
действует принцип самозащиты. Скорее,
самолюбования.
Как
и любой спектакль с живыми человеческими
чувствами, «Пизанская башня» по ходу
жизни спектакля должна
выровняться в эмоциях, укрепиться
в
заданной режиссером трактовке, обкататься,
как говорят. И задержаться
в репертуаре. Будем надеяться, что все
так и произойдет.
Фото
Тимура Абасова из архива театра.