Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

09:39, 01.05.2015

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Продукт: «Битва за Севастополь»

Режиссер: Сергей Мокрицкий

Андрей Макаревич однажды спел, мол, он не верит в кино про войну, потому что «там, в кино, как-то больно цветно». Это очень верно: доверие к лентам о войне основано именно на этом факторе: чем больше в кино «цвета», тем подозрительнее и неестественнее оно выглядит. «Битва за Севастополь» – очень цветное кино, можно даже сказать, цветастое или расцвеченное. Речь в нем идет о советском снайпере Людмиле Павличенко, которая за свою боевую карьеру уничтожила несколько сотен немцев и, по утверждениям авторов картины, сыграла немаловажную роль в принятии решения об открытии второго фронта во время Второй мировой войны.

Посыл у фильма очень верный, в нем раскрывается история битвы не столько «внешней», сколько «внутренней», происходящей в главной героине. Людмила Павличенко, хрупкая и совсем не железная девушка, борется за свое право быть счастливой и находиться вдалеке от эпицентра военных действий. Однако ее боевая слава («в бой идут с ее именем на устах», – пафосно вторит аннотация словам одного из персонажей картины) и не сведенные с немцами счеты заставляют ее вновь и вновь приложиться к оптическому прицелу и сделать свою кровавую работу. То есть, по сути, рассказ ведется не о войне, а о человеке в условиях войны, что вполне укладывается в современные художественные тренды. Но…

Удивительно, но фильму не хватает… меткости. «Битва за Севастополь» накрывает позиции зрителей огнем ковровых бомбардировок, фильм метит и в разум, и в сердце: говорит о романтике и патриотизме, а также о борьбе этих двух начал. Картина пытается объять необъятное: угодить и тем, кто жаждет эффектных батальных сцен, и тем, кому подавай сцены постельные. В итоге получается тяжелая неразбериха из прерванных романов героического снайпера, мешанина сражений, стрелковых дуэлей, отчаянных попыток выжить, борьбы – с непогодой, с немцами, с самой собой.

Но это не самое скверное. Первое определение, которое приходит на ум после просмотра фильма, – «декоративный». Все здесь происходит на фоне потрясающих декораций, эффектного бэкграунда, который (вроде бы) создает нужную атмосферу и настраивает на тревожный лад, но, увы, происходящее выглядит исключительно как дорогой спектакль, поставленный по мотивам невероятной биографии. Эта биография сгодится для семинаров о роли женщины в истории и тяжкой доле прекрасной половины человечества, но в качестве произведения киноискусства лента чересчур выпячивает на передний план характер главной героини. Она – святая мученица из окопов, что пронесла сквозь все тяготы войны то, от чего никакая женщина не сможет отказаться, – любовь… Если у вас есть желание разобраться, как так вышло, то фильм для вас.

Рекомендации «bc»: для чувствительных барышень

image

Продукт: «Червивая луна»

Автор: Салли Гарднер

Книгу Салли Гарднер проще всего было бы охарактеризовать как подростковую антиутопию, лайт-версию «Мы» Замятина, этакий «1984» в мягкой обложке. Но все же покривить душой при этом придется, ибо книга Гарднер превосходит все современные поделки, выполненные в этом ключе, вроде «Дивергента» или «Голодных игр». И главное отличие «Червивой луны» в том, что у книги есть атмосфера – тончайшая, но весьма ощутимая материя, что позволяет тексту заиметь собственную фактуру и смысл. Атмосфера «Червивой луны» скрыта прежде всего в сюжете.

Мальчик Стандиш Трэдвел живет на территории тоталитарной Родины (иного названия у этой страны нет), где люди разделены по секторам согласно их лояльности по отношению к действующей власти. Но даже высшая степень преданности жестокому правительству не гарантирует, что однажды ты не пропадешь, словно тебя и не было; такое происходит сплошь и рядом, никто уже не удивляется количеству жертв, которое Родина приносит самой себе. Намного больше внимания обращено на демонстрацию технического превосходства страны перед своими соседями: вскоре первый человек, гражданин Родины, высадится на Луне и докажет величие Отчизны перед миллиардами завистливых врагов…

Стандиш Трэдвел мог бы остаться в стороне от всего происходящего и мирно гнить вместе со своим дедушкой в седьмом (самом неблагоприятном) секторе, однако вокруг него начинают происходить события, которые не позволяют остаться в стороне: жестокость школьных учителей, поползновения сотрудников спецслужб и, наконец, появление в доме Стандиша одного из участников «лунной» экспедиции… Что-то зреет, бег времени ускоряется, и главному герою предстоит сыграть ключевую роль в низвержении Родины с насиженных позиций… Правда, он сам об этом пока не догадывается.

«Червивая луна» демонстрирует еще одно свое достоинство – невообразимую динамику повествования, которое прямо-таки мчится тебе навстречу, угрожая лобовым столкновением и непредсказуемыми последствиями. Короткие одно- и двухстраничные главки сменяют одна другую; не самый стандартный режим изложения антиутопической истории, ведь мы привыкли к подробным и последовательным описаниям жестоких реалий, в которых вынужден существовать главный герой, а здесь автор скорее скользит по поверхности, выхватывая отдельные детали. За все остальное ответственны сам читатель и его воображение. Если он имеет желание составить для себя полноценное представление о месте действия, то перед ним развернется потрясающая панорама задыхающегося в тиранических клещах мира, где каждый первый или предатель, или герой.

Если же такого желания нет, то книга может и пройти мимо. Автор требует от читателя напряженной внутренней работы. Выполнение этого условия позволит каждому из нас стать соавтором «Червивой луны», а что может быть важнее, чем самостоятельно домыслить и без того отличный текст.

Вердикт «bc»: читать

  уик-энд


Источник: Business Class
просмотров: 448

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.