Продукт: «Мамочка»
Режиссер: Ксавье Долан
«Мамочка» приковывает к себе внимание уже в первые минуты: изображение «загнано» в квадрат, подобные пропорции картинки неимоверно режут взгляд, но только поначалу. Ведь форма вполне оправдывает содержание: что может быть лучше для портретной съемки, чем квадрат, который отсекает лишнее и сосредотачивается на персонаже. «Мамочка» Ксавье Долана – это именно портрет, коллективный портрет, набор типажей, что, сталкиваясь друг с другом и окружающей средой, обретают проклятие или свободу.
Лента рассказывает о неуравновешенной вдове Диане и ее еще более неуравновешенном сыне-подростке Стиве, которого она вынуждена забрать из интерната под свое попечение. Ни к чему хорошему это не приводит, в доме вспыхивает гражданская война, в которую ко всему прочему оказывается втянутой кроткая соседка Кайла… Лишь путем титанических усилий удается прийти к шаткому компромиссу и перемирию, тогда кадр фильма расширяется во всех смыслах, и герои получают возможность видеть вдаль и вглубь. Жаль, что каждый из них остается самим собой, поэтому вполне очевидно, что уже очень скоро столь хрупкому счастью придется выдержать непростые испытания.
Режиссер «Мамочки» Ксавье Долан – 26-летний вундеркинд, одна из главных надежд современного фестивального кинематографа. Скептик и реалист, эстет и мятежник, он, кажется, является форменным кумиром для всех творческих личностей мира сего и не стесняется это признавать. Его «Мамочка» – это, безусловно, еще один шаг к величию, пусть это и прозвучит чересчур пафосно. Величие «Мамочки» и Долана в качестве ее постановщика – в невероятно органичном сплетении юношеского задора и художественной глубины. Самое удивительное в фильме – что вы не найдете в нем почти ничего, кроме сюжета, оголенного нерва, собранного из тысячи схожих историй; ни толики зауми, ни цитат «великих», ни самоповторов, – только чистосердечное стремление к финалу, о котором, мнится, не знал даже режиссер.
Ткань повествования такова, что в любой момент может разойтись по шву, обнажив чудовищного масштаба горе. Порой это происходит, но героям в кратчайшие сроки удается подлатать, заново скрепить материю. И для них все начинается вновь: попытки достучаться друг до друга, быть услышанными и понятыми. Кажется, о чем еще может рассказывать 26-летний человек, но Долан, безусловно, не так прост. Он заложил в «Мамочку» бомбу замедленного действия: его поклонники, такие же молодые и динамичные люди, принявший фильм таким, какой он есть, обретут его смысл заново и набело – когда станут родителями и окажутся перед необходимостью принять своих детей со всеми их недостатками и пороками. А пока каждый волен воспринять «Мамочку» как «молодежную драму» или что-нибудь в этом духе. Главное – простить и впитать ее простоту, что сродни гениальности.
Вердикт «bc»: прогрессивно
Продукт: «Criminel»
Платформа: iOS
«Criminel» – новинка в AppStore, заслуживающая внимания тех, кто уважает атмосферные детективы «под старину». Это постмодернистский триллер, который лишь номинально является компьютерной игрой, а на самом деле передает снимок эпохи в прямом смысле этого слова. Игрок берет на себя роль криминального фотографа, задача которого – тщательно исследовать места преступления, подмечать детали, а затем сводить их в единую картину действий злоумышленника. И если сначала перед главным героем предстает мозаика разрозненной жестокости (пьяная потасовка, ограбление с непредумышленным убийством и так далее), то затем начинает нащупываться связь, и от одного эпизода к следующему мы движемся с целью пролить свет на общую загадку, добраться до кульминации хитросплетенной истории, назвать имя кукловода.
Больше всего по атмосфере и сюжетике «Criminel», пожалуй, напоминает «трудные романы» Жоржа Сименона – детективы прославленного француза, в которых наибольший вес приобретает не прозорливость комиссара Мегрэ, а психологизм ситуации, столкновение характеров и воль, а точнее, характеров и воль – с непреодолимыми явлениями окружающей жизни: судьбой, наказанием, раскаянием. «Criminel» ни в коем случае не симулятор работы парижского инспектора, здесь упор сделан на антураж и погружение: музыка, намеренно затянутые сцены и «перебивки» между ними, темные силуэты, намеки, мрачные локации – все дополняет общую депрессивную картину, которая иногда к тому же из реальности переносится в «подкорку» героя. Здесь разворачивается его борьба со страхами относительно финала и возможностей главного злодея. Самый главный вопрос, который со временем начинает терзать фотографа, – не является ли кто-то из его рабочего окружения виновником кровавого торжества и не замышляет ли этот кто-то подобного в отношении него.
Очень скоро выясняется, что череда убийств, свидетелем которых становится протагонист, «тянется» к скандалу вокруг строительства Панамского канала, а это очень серьезные люди и крайне серьезные деньги. «Маленькому человеку» в таких условиях остается заботиться не о детективных интригах, а исключительно о выживании, но наш фотограф не из таких, он упорно идет вперед, к развязке, что, вероятно, удовлетворит не всех.
В качестве компьютерной игры «Criminel» не слишком сложна и продолжительна, осилить ее можно за один присест, она не балует неразрешимыми ребусами или хотя бы обилием персонажей (подчеркнем, живых персонажей). Тем не менее, у продукта имеется невообразимый шарм и притягательность; игроку будто не оставляют выбора, он должен пройти до конца и вызнать решение головоломки. Главное – успеть поделиться результатами расследования до того, как…
Рекомендации «bc»: принять вызов