Продукт: «Врожденный порок»
Режиссер: Пол Томас Андерсон
«Врожденный порок» – самый странный номинант минувшего «Оскара». Вероятнее всего, фильм Пола Андерсона включили в шорт-лист по совокупности заслуг его режиссера. Однако то, что лента является явным «неформатом» для экспертов Американской киноакадемии, не говорит о ее недостатках. Скорее даже наоборот.
«Врожденный порок», кстати, и для самого Андерсона («Мастер», «Нефть», «Магнолия») не вполне характерен, но тем не менее фильм уж очень привлекателен во многих смыслах, чтобы оставить его за бортом. В первую очередь он притягивает безбашенной атмосферой американских шестидесятых-семидесятых, с их хиппи, суровыми полицейскими с волевыми скулами и общим стремлением к незамысловатому счастью, которое также сиюминутно, как обволакивающий дурман.
Ларри Спортелло работает частным сыщиком, увлекается курением и не планирует прыгать выше головы. Но однажды к нему в гости заявляется бывшая подруга. Ларри, как и любой нормальный мужчина, вполне осознает, что визиты бывших редко заканчиваются добром, вот и сейчас: девушка сообщает ему, что у ее богатого ухажера крупные неприятности – его жена и ее любовник планируют сжить миллиардера со света, захватив его деньги. Ларри также понимает, что относиться серьезно к россказням бывших не следует, поэтому отпускает девушку восвояси. Но она пропадает вместе с миллиардером и ответами на вопрос, что же там происходило на самом деле. Ларри предстоит распутать непростой клубок смертельных интриг, несколько раз получить в морду да и вообще побороться за свою и чужую жизнь. И конечно, еще одним серьезным препятствием для сыщика станет то, что он постоянно под кайфом.
Вроде бы Пол Андерсон снял вполне себе детектив: дело пахнет массовыми убийствами, финансовыми махинациями и неоконченной любовью. Хронометраж более двух часов позволяет Спортелло разобраться со всеми деталями и закрыть свободные гештальты… Но между тем режиссеру, судя по всему, просто хотелось повеселиться. Хоакин Феникс в роли Спортелло исполнил роль детектива, вечно пребывающего навеселе, до невероятного смешно. Пожалуй, это единственный, кто задает комический тон происходящему, но этого импульса хватает, чтобы весь фильм превратился в фантасмагорический шарж, пародию на нуарные детективы под джазовую музыку. Здесь ничто не обласкает ваш слух: слышны только брань, вечное брюзжание главного героя и редкие пистолетные выстрелы.
Фильм сложно рекомендовать к обязательному просмотру, но если есть желание открыть новую грань актера Феникса и постановщика Андерсона, то вперед.
Вердикт «bc»: талантливо, но на любителя
Продукт: «Сфера»
Автор: Дэйв Эггерс
Молодая и амбициозная Мэй Холланд устраивается работать в хипстерский рай – ультрасовременную корпорацию, монополизировавшую рынок прорывных стартапов, начиная от социальных сетей и заканчивая масштабными проектами в области здравоохранения. «Сфера» – технологический исполин, который может позволить себе иметь веб-камеры в самых недоступных уголках Земли, нанимать на работу современных гениев, заботиться о будущем подрастающего поколения и совершать научные открытия, что еще пару лет назад мнились утопией. Единственный нюанс: «Сфера» становится всеохватной или, как говорят в самой компании, «достигает полноты». Возможно, вскоре иметь аккаунт в проекте станет обязательным для любого человека, а политики вынуждены будут становиться «открытыми» – использовать носимые передатчики 24 часа в сутки, будучи полностью подотчетными своему электорату. Наконец, для минимизации количества детских похищений предлагается вживлять младенцам «сферический» чип, что позволит в случае пропажи моментально отследить местонахождение потеряшки. И так далее. Это лишь малая часть того, с чем познакомится Мэй Холланд на новом месте.
Дилемма для Мэй Холланд, как и для любого неофита, действующего в рамках классической антиутопии, заключается в том, принимать или отказываться от навязываемых ценностей. Также нелишним для Мэй будет понять, есть ли смысл сопротивляться семимильной поступи прогресса, который штурмом берет города и веси. Наступает логичный момент, когда те, кто отказывается регистрироваться в «Сфере», становятся париями, отверженными, прокаженными, а «Сфера» в свою очередь из обыкновенной частной компании вырастает в государственную надстройку. Без нее уже немыслима безопасность, коммуникации, контроль. Здесь кроется вторая дилемма, предназначающаяся в этот раз читателю: готов ли он обменять свою свободу (самовыражения, передвижения и взаимодействия с другими людьми) на тотальную безопасность и присмотр в исполнении сторонней корпорации?
Дебютный роман Дэйва Эггерса большинство критиков называют пророческим и «симптоматичным», хотя он является лишь логичным развитием идей знаменитых антиутопистов, что по большей части рычали из-за угла на Советский Союз. Эггерс рычит не столько на конкретную страну (хоть действие «Сферы» и базируется в США), сколько на технологии: дескать, одно дело миксеры и принтеры и другое – когда те или иные гаджеты диктуют человеку, как себя вести. Эггерс теоретизирует вполне достоверно и размашисто, но, впрочем, едва ли его работу можно назвать пророческой (на что намекают рецензенты) – хотя бы по причине того, что если в ближайшем будущем волю человека и закабалят, то уж точно не очередной реинкарнацией Фэйсбука, а скорее отсутствием выбора как такового. Ну а пока все мы свободны. Да и вы тоже.
Рекомендации «bc»: читать