В сентябре довелось мне несколько раз проехать на автобусе № 61, который пассажиры быстро окрестили «бесплатным». Причина довольна проста — в большом муниципальном автобусе нет кондуктора, нет валидаторов, зато на стёклах есть наклейки с новомодными куар-кодами. Казалось бы, в чём проблема? — может спросить автора любопытный читатель, всегда же можно пойти к водителю и заплатить за проезд у него! Но именно здесь и «зарыта собака»: водители этого автобуса почему-то ни наличные, ни карты не берут.
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
Что делать добропорядочному пассажиру? Он хочет расплатиться за проезд, но у него, по сути, нет возможности это сделать. И куар-код не в счёт — для очень многих омичей такая форма оплаты незнакома, непривычна и вообще за гранью понимания. То есть в голове у добропорядочного пассажира, у которого есть условный рефлекс «вошёл в салон — заплати за проезд», происходил разрыв шаблона. И на это стоило посмотреть: пожилые женщины, и не только они, упрямо атаковали кабину водителя, чтобы он взял у них транспортную карту и рассчитал их за проезд. Увещевания иных пассажиров, что это бесполезная трата времени, на них не действовали. Но один плюс в этой ситуации есть — значит, большинству омичей всё же присуще чувство ответственности.
А ведь именно это и хотят воспитать в каждом омском пассажире городские власти. Газета «Ваш Ореол» в этом году писала о том, что, по данным городского департамента транспорта, «зайцами» в общественном транспорте ездят 10–12 % пассажиров. То есть в год из-за безбилетников есть финансовые потери в размере 180 млн рублей. Понятно, что деньги лишними в бюджете не будут, отсюда и рвение навести порядок в этой сфере. Да и просто порядок должен быть: вошёл в автобус — заплати за проезд, иначе будет штраф.
Этим летом была подкорректирована статья регионального Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой попавшихся в первый раз в руки контролёров безбилетников будут сразу штрафовать, причём на сумму от 300 до 1 000 рублей. Такой санкции, как предупреждение, в областном Кодексе больше нет. А вот если «заяц» в течение года решит ещё раз повторить своё деяние, то ему будет грозить более реальный штраф — от полутора до двух тысяч рублей.
Кстати, на этой неделе в горсовете состоялось заседание рабочей группы, созданной как раз для проработки вопроса с безбилетниками. Известно, что, в частности, будут пытаться решить вопрос, как контролёрам установить личность нарушителя. Сегодня требовать документы могут только правоохранительные органы.
К чему вся эта колонка? А к тому, что, раз есть обязанность, должна быть предоставлена и возможность, одна или несколько, заплатить за проезд. Пассажирам не нравится бегать через весь салон к водителю автобуса, чтобы рассчитаться. Пассажиры не любят, когда не срабатывают валидаторы или на весь большой салон работает только одно подобное устройство. А пользователям куар-кодов не по нраву, когда одному кондуктору достаточно предъявить электронный билет, а другой почему-то просит чек из банка. Порядок ведь должен быть везде, а не только в головах пассажиров.
Неравнодушная омичка Татьяна Белоусова.
Главная новость по теме