Героев истории и ярких персонажей отечественного искусства увидят зрители на выставке «Казачество» (0+).
Выставка не случайно экспонируется в Омске: одна из самых ярких страниц в истории казачества связана с освоением Сибири и именем Ермака. С 1808 года Омск является столицей Сибирского казачьего войска. Выставка уже побывала в южных регионах России, в столицах донского и кубанского казачества – ее показывали в Ростове-на-Дону и Краснодаре.
Тема, востребованная временем, говорят в музее. Впрочем, сам Русский музей обращается к ней впервые. Но в его запасниках нашлось много произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, так или иначе показывающих быт и боевые подвиги казаков, самобытную казачью культуру.
– У нас представлены Суриков, Серов, Поленов, Репин – имена первого ряда, – говорит заведующий фондом русской живописи второй половины XIX – начала XX века Государственного Русского музея Павел КЛИМОВ. – У Сурикова это этюды к картине «Покорение Сибири Ермаком», огромному, эпическому произведению. «Казаки в лодке» – это отдельная работа, хотя и написанная примерно в то же время. Важным художественным и историческим значением обладает цикл графических портретов казаков-ветеранов, выполненных Ильей Репиным в ходе работы над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Хотелось бы выделить и полотно «Бивуак казаков» Александра Орловского. Художник-романтик получил за эту картину звание академика, она была высоко оценена Санкт-Петербургской Императорской Академией художеств.
Ряд экспонатов связан с героическим участием казаков в Отечественной войне 1812 года и зарубежными походами русской армии.
В XIX веке образы казаков постоянно присутствовали в произведениях батального и бытового жанра. Выразительные фигуры всадников стали визитной карточкой мастера малой пластики Евгения Лансере.
Сцены казачьего жизни воспроизводились и на коллекционной посуде российских фарфоровых заводов, таких, как подмосковный завод Гарднера в Вербилках, Императорский фарфоровый завод (Санкт-Петербург).
Сюжеты казачьих песен стали благодатной темой для лубков, в том числе агитационных (в период Первой мировой войны). Здесь удачно соединились яркая традиция лубка и богатая фольклорная культура.
Большой блок выставки строится вокруг фигуры императора Александра III, который, как известно, был одним из инициаторов создания Русского музея, а его коллекция легла в основу. Несмотря на свою миролюбивость, он получил военно-инженерное образование и как император был главнокомандующим, в чьем подчинении находились и казачьи войска. Художник Сергей Зарянко изобразил Александра еще в бытность его великим князем. На нем – генеральский мундир Лейб-гвардии Атаманского казачьего полка.
В графической серии Степана Александровского нашли отражение колоритные образы камер-казаков супруги императора Марии Федоровны. Александр лично отбирал их, даже привозил с Дона. Так как прежде всего это была охрана, казаки должны были иметь грозный вид и при этом быть по-своему импозантными.
Последний портрет императора Александра III был создан уже вскоре после его смерти известным художником Валентином Серовым. Стоит обратить внимание на одежду, в которой изображен император. Александр III не любил тесных мундиров, сковывающих человека, поэтому провел в армии казенную реформу, в том числе касающуюся обмундирования. Он сделал военную форму более свободной по примеру казачьей. И сам он на картине Серова «Портрет Александра III с рапортом в руках» одет в такую удобную форму с шароварами.
К казакам в искусстве было отношение и как к фигурам романтическим, народным героям. Главными тут, конечно же, были Степан Разин и Емельян Пугачев. Разина можно увидеть в этюде Василия Сурикова, на полотне Александра Александрова «Стенька Разин», написанном по мотивам песни «Из-за острова на стрежень».
– На тему этого сюжета пробовали писать многие художники, но не все довели задуманное до конца, – рассказывает Павел КЛИМОВ. – Эта тема была в частности заданием для учеников Императорской академии художеств. И вот Александров по своему эскизу написал в 1911 году большую картину. Очень романтическое и даже драматическое полотно: здесь мы видим и плачущую персидскую княжну, и Степана Разина, уже, по всей видимости, решившего ее участь. Это, безусловно, интересное полотно по виртуозности исполнения. Жаль, что судьба художника до сих пор точно неизвестна. Возможно, он сгинул в перипетиях революционного времени. Но зато в Русском музее осталась такая замечательная работа.
В общей сложности на выставке представлено более ста произведений, относящихся к XVIII–XX векам. Увидеть выставку можно до 8 декабря.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА