В экспозиции более двух сотен экспонатов, и почти каждый – уникален.
В Омске начала работу новая выставка из фондов Государственного Эрмитажа – «Петр I и его эпоха» (0+). Она открылась в Центре «Эрмитаж-Сибирь». Выставка, посвященная Петру Великому, могла стать первой выставкой омского Центра пять лет назад, но тогда что-то не сложилось. И вот теперь она оказалась настоящим подарком к двум юбилеям.
– У нас сегодня красивые даты: столетний юбилей Музея имени Врубеля и пятилетие нашего сибирского Эрмитажа, – отметил на открытии выставки губернатор Омской области Виталий ХОЦЕНКО. – И я хочу поблагодарить руководство музея, всех сотрудников за их трудоголизм, за то особое отношение к делу, за те инициативы, благодаря которым мы приобщаемся к большой культуре, русской и мировой. А сегодняшняя выставка вообще очень символична. Петр I, император российский, для Омска сделал очень много. По большому счету, по его воле город и был основан. К имени Петра обращаются часто в связи с самыми разными вещами. Это и победа в Северной войне, когда часть исторических земель вернулась нашему государству, это и флот, который был создан по велению императора, и литература, и архитектура – многое пришло во времена Петра I.
Губернатор Виталий ХОЦЕНКО, директор Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Фарида БУРЕЕВА и заведующий отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа Вячеслав АНДРЕЕВ перерезали ленточку, дав старт выставке, насыщенной редкими экспонатами.
– Это предметы, которые несут особую энергетику, которые помогают почувствовать дух эпохи, – говорит куратор выставки заведующий сектором «Зимний дворец Петра I» отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Сергей НИЛОВ. – Дух эпохи как раз идет через такие подлинные вещи. Когда вы будете смотреть выставку, то увидите уникальные памятники, как художественной, так и большой мемориальной ценности. То, что мы обычно не возим, мы доставили сюда, в Омск. Во-первых, это огромный, тяжелый станок Петра I, за которым он трудился. Вставал утром в четыре часа и сразу шел к этому станку, делал на нем различные предметы – они тоже есть в экспозиции. Я уже не говорю о собачке, которая никогда никуда не уезжает, триста лет она «живет» в Зимнем дворце, ее очень любят дети – посетители Эрмитажа. И наши экскурсоводы меня очень ругали. Мы привезли отпечаток руки Петра I. С него также сделана копия, до которой можно дотронуться – практически поздороваться за руку с императором. Вы знаете, что в музейных залах ничего трогать нельзя, но это тот редкий счастливый случай, когда вы можете не только увидеть экспонат, но и прикоснуться к нему.
Токарный станок, о котором идет речь, – один из более десятка сделанных «личным токарем» Петра I Андреем Нартовым. Петр любил токарное дело. Уголок его мастерской, воссозданный сейчас, почти в точности повторяет известную картину Константина Маковского. Присутствует даже любимая собака императора в виде таксидермической скульптуры.
В витрине напротив расположена люстра из кости мамонта и моржа, как утверждают, выточенная именно на этом станке в феврале-марте 1724 года. Люстра развинчивается, и реставраторы, готовя ее к нынешней выставке, обнаружили внутри размашистый автограф императора, сделанный орешковыми чернилами. «Они были просто ошеломлены», – комментирует Сергей НИЛОВ. Впрочем, это не единственное открытие, сделанное реставраторами в процессе подготовки экспозиции, а длилась она несколько лет.
– Изюминкой выставки являются два главных портрета императорской четы – Петра I и Екатерины кисти Жана-Марка Натье, – рассказал Сергей НИЛОВ. – То, что кисти этого художника принадлежит портрет Екатерины I, было известно давно. А вот в авторстве второго портрета мы утвердились в ходе реставрации. До этого они были разные по цвету, но когда оказались расчищены, стали созвучны друг другу. Сначала мы хотели открывать ими экспозицию, но теперь эти два замечательных портрета ее замыкают.
Что придает выставке особое звучание, так это то, что все представленные на ней экспонаты – из личной коллекции Петра I. Что-то было приобретено им, что-то сделано своими руками, а что-то относится к так называемым дипломатическим подаркам.
Здесь можно видеть предметы мебели, характеризующие быт, изменившийся при царе-реформаторе: стол-конторка и часы западноевропейской работы, венецианские зеркала, стулья с гербами польского короля Августа Сильного.
Фрагмент кожаных обоев с серебряными вставками. Уникальные вещи из янтаря и белого агата в зотолой оправе. Многие взяты из «Бриллиантовой кладовой» Эрмитажа.
И, конечно, картины. Известно, что Петр I приобрел за границей более 300 произведений живописи – в основном работы голландских и фламандских художников. И сейчас можно увидеть «Вид Нового моста в Париже со статуей Генриха IV» Хенрика Моммерса, «Военный лагерь» Иоханнеса Лингельбаха, «Цветы и фрукты на ковровой скатерти» Элиаса ван ден Брука (кстати, в Лувре хранится лишь копия этой работы).
Отдельный зал посвящен графике. Она отражает тематику военных сражений, архитектурных планов императора. Интересно, что некоторые работы раскрашены от руки. Стоит обратить внимание на рисунки Бартоломео Карло Растрелли. Их настолько берегут, что даже в Государственном Эрмитаже хранят исключительно в запасниках, и у омичей сейчас есть уникальная возможность их увидеть.
Вообще у графики особые условия экспонирования: ее нельзя демонстрировать более четырех месяцев, поэтому графическую часть экспозиции сменят в марте будущего года, и у тех, кто посетит выставку до этого, будет смысл прийти еще раз.
Полностью работа выставки «Петр I и его эпоха» продлится до 23 июня 2025 года.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА