Спектакль «Месяц в деревне» стал еще одной премьерой открывшегося сезона.
Пьесу Тургенева режиссер-постановщик, народный артист России Александр КУЗИН называет историей любви, которая убивает. Он сокращает многословные диалоги, нанизывает действие на какой-то нервный стержень, словно запуская карусель страсти. Она крутится, как юбки главной героини, обдувающие первые ряды зрителей легким ветерком. Юбки – кстати, поначалу то фисташковая, то карамельная – сменяются в финале на пунцово-красную. И это уже знак высшей опасности.
Между тем, картина на сцене благодушно-пасторальная: среди плетеной мебели тут играют в преферанс, запускают воздушного змея, угощаются спелой малиной. Тонкая, изящная декорация, выстроенная с глубокой перспективой (художник Андрей КЛИМОВ), передает беспечную атмосферу летней усадьбы. Вот только каким-то тревожным моторчиком, непонятным возбуждением на грани истерики будоражит эту атмосферу хозяйка усадьбы Наталья Петровна. Так, что уже окружающие начинают справляться о ее здоровье.
Героиня Анны ХОДЮН вышла замуж без любви, хотя и за хорошего человека – помещика Аркадия Сергеевича Ислаева (Руслан ШАПОРИН). И, в общем-то, жизнь ее текла размеренно и по-своему счастливо, пока не появился новый учитель ее сына – студент Беляев (Максим САВЕНКО). Она сама поначалу не понимает своей странной тяги к нему, ревностному отношению к тому, что он много времени проводит с ее воспитанницей Верочкой (Алина ЗАУЛИЦКАЯ).
Да, эта любовь, изначально обреченная, действительно разрушает все вокруг. Из заботливой матери и хозяйки дома она превращает Наталью Петровну в хищницу с воспаленным взглядом. Делает стервой милую и послушную Верочку, которая в конце концов губит свою жизнь, соглашаясь на брак с годящимся ей в деды помещиком Большинцовым (Николай МИХАЛЕВСКИЙ). Она приносит горе, от которого только в запой, простодушному Ислаеву. Разбивает сердце Ракитину (Михаил ОКУНЕВ), который втайне всегда любил Наталью Петровну, но довольствовался положением ее друга, друга семьи. Сейчас можно было бы даже сказать, что он оскорблен.
Дуэт Анны ХОДЮН и Михаила ОКУНЕВА практически держит спектакль. В работах актеров столько точных нюансов, едва уловимых, но абсолютно осязаемых душевных порывов, чувств и переживаний! Их герои по-настоящему близки. И именно Ракитин, а не доктор Шпигельский, ставит Наталье Петровне точный «диагноз», похожий на приговор. «Что со мной?!» – в отчаянье спрашивает она. – «Вы влюблены».
Кстати, именно в уста Ракитина вложен и саркастический монолог, обращенный к сопернику, в котором режиссер концентрирует главную мысль спектакля:
«Вы, может быть, еще воображаете, что любовь высшее благо на земле? Дай бог вам долго сохранить такие приятные убеждения! По-моему, Алексей Николаич, всякая любовь, счастливая ли, несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь. Погодите! Вы, может быть, еще узнаете, как эти нежные ручки умеют пытать, с какой ласковой заботливостью они по частичкам раздирают сердце. Погодите, вы узнаете, сколько жгучей ненависти таится под самой пламенной любовью! Вы вспомните обо мне, когда, как больной жаждет здоровья, вы будете жаждать покоя, самого бессмысленного, самого пошлого покоя, когда вы будете завидовать всякому человеку беззаботному и свободному».
Обаяние молодости помогает справиться с ролью Алине ЗАУЛИЦКОЙ – Верочке. Это первая роль актрисы на сцене омской драмы. Вообще же омичи уже могли видеть ее в мюзикле «Дракула. У вечности в плену» и других спектаклях. Алина – недавняя выпускница Омского музыкально-педагогического колледжа (курс заслуженного артиста России Александра ГОНЧАРУКА), как и исполнитель роли Беляева Максим САВЕНКО. Вот его, к сожалению, не спасает молодое обаяние. Актер идет в построении роли за какими-то внешними, формальными проявлениями, и истинные чувства его героя не ощущаются, не прочитываются.
Альтернативой влюбленным и страдающим становится рациональная пара: немолодой доктор Игнатий Ильич Шпигельский (Сергей ОЛЕНБЕРГ) и компаньонка матери Ислаева дама бальзаковского возраста Лизавета Богдановна (Татьяна ПРОКОПЬЕВА). Их «договор на берегу» напоминает сцену сватовства в фильме «Зигзаг удачи» («Изменять я тебе не буду, ты мне тоже. Кто на тебя польстится!»). Но почему-то кажется, что Игнатий Ильич, хоть и диктует сейчас условия, еще ощутит на себе цепкие ручки.
Александр КУЗИН неоднократно ставил спектакли на сцене Омского театра драмы. Это и «Сирано де Бержерак», и «Безумный день, или Женитьба Фигаро», и «На всякого мудреца довольно простоты». Его постановки в своем зерне отличаются современным прочтением при внешней костюмированности и «историчности». Не стал исключением и «Месяц в деревне». Ведь любовь – это всегда современно.
Фото © Омский академический театр драмы