Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

09:00, 28.04.2024

Михаил ЛОЖЕВСКИЙ, АНО «Омский НОЦ»: «Мы — интегратор: находим проект, делаем экспертизу, определяем нужность, т.е. объединяем науку, индустриальных партнеров и власть»

На данный момент в Омском НОЦ 46 участников, реализующих 37 проектов. 

1 февраля 2024 года директором АНО «Омский научно-образовательный центр» стал Михаил ЛОЖЕВСКИЙ. Чем занимается Омский НОЦ, кто выполняет и финансирует разработку технологий для омских предприятий, как развивается в регионе промышленный туризм, обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у нового руководителя.

– Михаил Андреевич, расскажите об организации.

– Научно-образовательный центр мирового уровня Омской области создан указом губернатора Омской области в октябре 2020 года, а в начале 2021 года при областной поддержке появилась автономная некоммерческая организация «Омский НОЦ» – основной координатор внутренней среды центра и точка притяжения ресурсов. Учредителем АНО «Омский НОЦ» выступает АО «Агентство развития и инвестиций Омской области». Участниками центра являются омские вузы, научные организации и промышленные предприятия. Курирует центр Министерство промышленности и научно-технического развития Омской области. Омский научно-образовательный центр создан в рамках нацпроекта «Наука и университеты». Планы по созданию сети научно-образовательных центров мирового уровня были определены указом Президента России.

– Чем занимается Центр?

– Интеграцией науки и бизнеса. Все омские вузы ведут научную деятельность, а у многих промышленных предприятий есть заявки на разработки, позволяющие им масштабировать бизнес. Наша задача – построить эффективные цепочки взаимодействия между наукой, образованием и бизнесом. Вузы делают НИОКР, создают технологии и передают их индустриальным партнерам – заводу, бизнесу – для внедрения в реальный сектор экономики. Нужно понимать, что НОЦ – это не только автономная некоммерческая организация, в которой трудоустроены руководитель и четверо сотрудников, но институты развития, научные организации, все вузы Омска, а также организации реального сектора экономики с реальными действующими проектами. На данный момент в Омском НОЦ 46 участников, реализующих 37 проектов. Участники НОЦ получают поддержку по наиболее актуальным для них направлениям. Для одних – это поиск индустриальных партнеров и инвесторов, для других – помощь в разработке новых технологий. Кроме того, центр помогает в продвижении инновационной продукции, в частности, обеспечивает участие в различных профильных выставках и форумах.

– Приведите примеры участников НОЦ Омской области.

– В первую очередь вузы – Омский ГАУ, ОмГМУ, СибАДИ, ОмГУПС, ОмГТУ, ОмГУ, ОмГПУ, а также Центр новых химических технологий ИК СО РАН. Среди промышленных предприятий – АО «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», ГК «Титан», ООО «Газпромнефть – Каталитические системы», ведущее разработки технологий производства катализаторов из гидроксида алюминия. Здесь конечными потребителями могут стать ООО «Газпромнефть-Промышленные инновации» или «Сибур». Это стратегически важный проект не только для Омской области, но и в целом для России, поскольку он направлен на импортозамещение. Правда, мне больше нравится говорить о технологическом суверенитете и самостоятельном развитии, ведь нам нужно смотреть в будущее.

– Как финансируется Омский НОЦ?

– За счет предоставленных из областного бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с уставной деятельностью. Главным распорядителем средств областного бюджета является министерство промышленности и научно-технического развития Омской области.

– Как вы планируете оценивать эффективность проектов?

– Одно из главных условий – востребованность. Научное и предпринимательское сообщество экспертов из разных учреждений будет изучать проект и решать – нужен он или нет. Если востребован, то предстоит понять: за счет каких средств будет реализовываться, какая у него экономическая эффективность, есть ли конкуренты на рынке и т. д. Если, например, сейчас создание в Омске беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) обойдется дороже, чем в Китае, то это будет оправданно, поскольку нам нужны свои технологии. В будущем стоимость скорректируется. А если продукция на рынке не конкурентоспособна, то это плохой проект, который долго не будет масштабироваться.

Недавно проходила федеральная практика Минпромторга, где специалисты рассказывали, как планируют помогать бизнесу. В том числе речь шла о различных субсидиях, позволяющих предприятиям развиваться. Если бизнес выполняет ключевые показатели эффективности, то возможны безвозвратные дотации, кому-то подойдет льготное кредитование. Агентство развития и инвестиций активно помогает предпринимателям. В качестве инвесторов могут выступать и другие организации, например, Фонд развития промышленности Омской области. Мы же интегратор: находим проект, делаем экспертизу, определяем нужность, иногда помогаем в написании бизнес-плана, т.е. объединяем науку, индустриальных партнеров и власть.

– Инициатором проекта в этой схеме кто чаще всего является?

– Безусловно, потребности идут от индустриальных партнеров. Знаю примеры, когда научное сообщество не идет навстречу бизнесу по каким-то причинам. Наша задача – убедить, что это важно, объединить вузы с реальным сектором экономики.

– Кто финансирует разработки? Индустриальные партнеры или государственные структуры?

– Есть разные варианты. Один из самых распространенных – когда научную разработку оплачивает предприятие. Но бывает, и государство дает средства на НИОКР. Такие виды поддержки есть. Они позволяют компаниям не выдергивать деньги из бизнеса, развивать его за счет государственных субсидий. Например, ОмГТУ зашел в программу «Передовые инженерные школы», это как раз история, когда вуз получает средства на разработку технологии от государства. Кроме того, у программы есть соинвесторы – крупные предприятия, заинтересованные в технологиях. ОмГТУ не просто создает нужное оборудование, но и обучает людей, которые смогут работать на новых станках. Важно, чтобы студенты понимали: после вуза пойдут работать не в кальянные, а по специальности. Государство тратит на это много средств и времени. В советское время система закрепления специалистов на местах была налажена, например, мои родители после окончания Омского педагогического института пять лет отработали в сельской школе.

– Чем сейчас занимается Омский НОЦ?

– Когда я пришел на должность директора, заместитель председателя правительства Омской области Андрей ШПИЛЕНКО поставил задачу: собрать все разработки, которыми занимаются вузы. Затем приступим к запросам предприятий Омской области. Сейчас в Омском регионе созданы 10 промышленных кластеров, в которые входят предприятия и вузы. Омский НОЦ включен в эту работу. Она имеет большое значение. Омский завод транспортного машиностроения ведь не полностью создает танки, а собирает их из частей, которые изготавливают в разных местах. В этом суть кластерной системы.

– Вижу в ваших списках проект ОмГТУ по экопрокату велосипедов, созданных из переработанных пластиковых бутылок. Уже понятно, насколько он востребован?

– Оценка данного проекта пока не проводилась. Отходы пластика при определенной переработке становятся очень крепкими, и из них можно делать любые конструкции. У велосипеда с пластиковой рамой много плюсов, в том числе легкость. Ранее разработчик создавал обычные электровелосипеды, а теперь приступил к изготовлению пластиковых. В прошлом году на омской выставке «Промтехэкспо» было представлено несколько образцов.

– Какие еще проекты заинтересовали Омский НОЦ?

– Ученые ОмГМУ разработали технологию создания геля для профилактики кариеса. Индивидуальный предприниматель Александр ЛИСТКОВ заключил с вузом лицензионное соглашение на использование данной разработки и начал выпускать гель «Эмаль». Сейчас, кстати, в ОмГМУ дорабатывают рецептуру геля, чтобы он мог храниться без использования холодильника. Компания «Ястро-Инновации» развивает проект получения биополимеров из насекомых. Мой предшественник на посту директора Омского НОЦ Евгений БЕЛОПУХОВ ушел как раз руководить данным направлением. Сейчас компания разрабатывает и реализует проект полностью за счет собственных средств. Однако на каком-то этапе ей могут понадобиться компетенции региона, поэтому организация стала участником Омского НОЦ. Ученые ОмГТУ работают над тем, чтобы любая фреза могла служить дольше – создают специальное напыление, увеличивающее срок их службы. Фрезы повышенной износостойкости интересны в том числе компании ООО «НПП Спецтех». Тестирование полученных образцов показало хорошие результаты. ООО «Д-Старт» получило грант программы «СТАРТ» на разработку двигателей малых космических аппаратов. Думаю, когда проект будет доработан, компания станет частью кластера, занимающегося космической программой.

– Какие направления развития сейчас в приоритете в Омской области?

– Одним из главных является создание центра по производству беспилотных летательных аппаратов. Эта задача поставлена губернатором региона. Омский НОЦ включен в рабочую группу по развитию данного направления.

– В Омске многие организации вовлечены в подобные разработки, даже автобронетанковый институт создает свои версии БПЛА.

– Да, я видел их разработки. Но сейчас обсуждается больше не военное направление, а гражданское – БПЛА для доставки товаров, для сельхозназначения. Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского обучает операторов беспилотных летательных аппаратов. Говоря о приоритетных направлениях, нельзя не упомянуть и проект формирования студенческих кампусов.

– Почему вы говорите о них во множественном числе? Кампусов будет несколько?

– Один уже создается. Минобрнауки для трех своих профильных вузов – СибАДИ, ОмГТУ и ОмГУ – прорабатывает студенческий кампус. Но вообще данная история должна быть межвузовской. И сегодня Омскому НОЦ поставлена задача найти точки взаимодействия между вузами. Ведь студенческий кампус – это не только место для проживания, бассейны, конгресс-холлы, но и инфраструктура, лаборатории для каждого вуза. Это город в городе. И все вузы должны быть задействованы.

Кроме того, Омский НОЦ вошел в рабочую группу по промышленному туризму. Мы создаем маршруты на предприятия. В первую очередь, конечно, для школьников и студентов, чтобы они не рассматривали для дальнейшей жизни и работы другие регионы, а видели, что Омская область тоже привлекательна.

– А кто кроме школьников и студентов сможет посещать экскурсии на промышленные предприятия?

– Такие экскурсии будут интересны и представителям предприятий-партнеров, тем, кто хочет понять, как работает компания, чтобы налаживать с ней производственные связи. В рабочую группу по промышленному туризму вошло много туристических агентств, которые помогают предприятиям формировать продукт – как правильно организовать экскурсию, как подать информацию и т.д. Например, на производстве ГК «Титан» нам показали, как работает завод, что представляет собой колонна. Вы знаете, что для ее остановки нужна неделя, а для запуска – две? До работы в АНО «Омский НОЦ» я возглавлял проектный офис Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики в Новосибирске. Чтобы повысить узнаваемость вуза, мы заключали соглашения с туристическим центром. Он проводил в университете турмаршрут по робототехнике, искусственному интеллекту для детей из других регионов. Ребята были активно вовлечены в процесс и, приходя домой, рассказывали родителям о своих впечатлениях. Это тоже сарафанная реклама. Ребенок поделился, а взрослые подумали: интересно, а может, нам пойти туда работать. На подкорке откладывается, что не надо никуда уезжать, надо жить и работать здесь.

– А если совершить экскурсию на предприятие захотят члены КТОСов, которые, как известно, в основном пенсионного возраста?

– В первую очередь проект нацелен, конечно, на партнеров, школьников и студентов. Но, безусловно, и любой пожилой человек сможет побывать на экскурсии. У нас люди любят транслировать информацию. Если им что-то понравилось или не понравилось, они обязательно расскажут своим близким.

– Расскажите, почему вы приняли предложение возглавить АНО «Омский НОЦ»?

– Я с 1995 года работал в банковском секторе – начинал в Инкомбанке, потом в Альфа-Банке и других. В 2019 году возглавлял направление малого и среднего бизнеса в Сибирском макрорегионе банка «Восточный». Я омич, но долгое время жил в Москве и других регионах. После пандемии получил предложение стать руководителем проектного офиса Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики в Новосибирске. Это было совсем другое направление, но когда познакомился с вузом, понял, что мне оно нравится. В итоге три года проработал в Новосибирске. Именно под моим руководством там был создан Технокиберполигон.

– Что это?

– Как раз слияние вуза и индустриальных партнеров. У меня была очень интересная работа, но контракт закончился, а в вуз пришел новый ректор со своим видением. Поэтому, когда меня пригласили в Омский НОЦ, я согласился. Направление мне знакомо и интересно. Здесь идет огромный поток информации, на раскачку нет времени, приходится работать 24/7. Я не просто знакомлюсь с вузами, проектами, мы сразу привлекаем новых партнеров. Очень большое количество информации приходится пропускать через себя.

– Знаю, что вы занимаетесь спортом. Каким именно?

– Очень люблю сноуборды и путешествовать на мотоциклах.

– Вы байкер?

– Байкеры – это люди, которые шли против системы. Их движение началось в США после вьетнамской войны, когда солдаты возвращались домой, а общество их не принимало. Я себя считаю мотоциклистом, ведь я не против общества, не разрушаю, а, наоборот, созидаю. Организовал сообщество свободных мотоциклистов Freerider с филиалами в разных городах России.

– Куда вы путешествовали на мотоцикле?

– Доехал до Владивостока    и обратно. Мы с товарищем сначала решили добраться до Байкала, а потом подумали, почему бы не поехать дальше (смеется).

– Сколько же это заняло времени?!

– Почти два месяца. У нас был мотопробег и в Новый Уренгой, а оттуда за полярный круг. Но чаще всего путешествую самостоятельно. Практически всю Россию объехал. Наша Родина необъятна, есть что посмотреть. Места потрясающие, особенно когда едешь на восток – Алтай, Байкал. Однажды мы с супругой прокатились по Азии – заехали в Казахстан, Узбекистан и вышли на Алтае.

– Вы цивилизованный турист или палаточник?

– И тот и другой. Я всегда беру с собой палатку, потому что дорога – это незапланированная история. Проехать мимо человека, который попал в беду, нельзя, обязательно нужно остановиться и помочь, особенно если речь идет о мотоциклистах. Однажды, возвращаясь на мотоцикле в Омск, я встретил парня из Чехии, у него сломалась цепь. Он сказал, что простоял на дороге 8 часов и я был первым, кто остановился! Я его отбуксировал к себе, он у меня неделю жил, пока мы его мотоцикл ремонтировали, ждали из Новосибирска цепь. За это время мы настолько подружились, что после я несколько раз ездил к нему в гости в Прагу. Дружба складывается из простых вещей – мы просто встретились на дороге. Поэтому, когда едешь в дальнее путешествие, можно планировать, что переночуешь в такой-то гостинице, примешь душ, но что-то идет не так, и ты ставишь палатку в лесу – это твой дом на ближайшую ночь. Мотоцикл – это особая история. Даже на кабриолете вы не почувствуете того, что на мотоцикле. На нем ты ощущаешь, что едешь по живой планете, потому что каждый километр приносит свой запах травы, новые ощущения. Все это вы никогда на машине не получите.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 апреля 2024 года.

Фото Максим КАРМАЕВ.

Ключевые слова: Омск, Наука и технологии
Источник: Коммерческие вести
просмотров: 158

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.