Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

08:00, 02.03.2024

«Из кого Суворов делал самую сильную армию того времени? От 20 дворов одного отдавали в рекруты. Кого отдавали? Кого не жалко! Самых бестолковых, самых неуправляемых»

Омские предприниматели обсудили менеджмент по Суворову. 

В гриль-баре «Елка & Шишки» состоялась очередная встреча омского Клуба читающих бизнесменов, организованная генеральным директором ООО «Маркетинговое агентство «Делфи», ведущей командных и стратегических сессий Евгенией КЛИМАНОВОЙ. Книгу «Менеджмент по Суворову. Наука побеждать!» представил ее автор – бизнес-тренер, доцент Государcтвенной академии инноваций РФ, кандидат психологических наук Вячеслав ЛЕТУНОВСКИЙ (на фото).

Объясняя свой выбор спикера, Евгения КЛИМАНОВА призналась, что ей очень понравился лозунг Вячеслава ЛЕТУНОВСКОГО о том, что время Суворова пришло. Более того, оказалось, что техники управления русского полководца безупречно коррелируют с современными «бирюзовыми» системами, в которых вся компания разделена на маленькие команды, имеющие не только свои цели и задачи, но и полную свободу в принятии решений:

– Мы постоянно ищем где-то ТАМ, пытаемся найти, принести, адаптировать. Мне очень понравилась идея Вячеслава, что пришло время разворачиваться к себе самим и искать инструменты управления, которые будут подходить именно под русскую ментальность. Конечно, Суворов что-то знал о русской душе, о русском человеке. Одно только его упоминание вдохновляло на поле боя солдат. Поговорим о том, что же знания Суворова способны привнести в бизнес.

Аналитика

Военный инженер по первому образованию и психолог по второму, ЛЕТУНОВСКИЙ рассказал, что уже более 16 лет изучает наследие великого полководца:

– Применяя западные управленческие технологии, мы транслируем их ценности, их поведенческие модели и перестаем быть русскими. Патриотический ренессанс начался в 2014 году, а до этого было полное и безоговорочное господство западных технологий.

Автор книги рассказал о суворовском управленческом цикле, базовая основа которого – глазомер, быстрота, натиск. Где глазомер – оценка ситуации как таковой:

– Суворов практически никогда не ошибался. Когда его спросили, с чего начинается победа, он ответил, что победа начинается с победы. То есть с твердого экзистенциального выбора: будет так и никак иначе. Неслучайно Суворов говорил: «Победа есть не роскошь, а первейшая необходимость». Глазомер с этого и начинается. Возьмем, например, классическую технологию – SWOT-анализ. Там мы смотрим на внешнюю среду – возможности и угрозы, на внутреннюю среду – сильные, слабые стороны. И выбираем цель. Но по Суворову не так – цель выбирается сразу. И это победа. Анализ проводится для того, чтобы победить. Фишка суворовского подхода – детализация победного финала. Наглядно, конкретно, в красках. Что будем делать с пленными? Захваченными пушками? Когда будем кормить солдат, пока еще не захвачены территории? Невероятная доскональность, проработка.

Вторая отличительная особенность суворовской оценки ситуации – субъектный фактор:

– В SWOT-анализе мы обычно ставим во главу угла объективные факторы, потом уже человеческие. У Суворова все наоборот: сначала человеческие, потом объективные. Что такое субъектный анализ? Мы выделяем всех ключевых субъектов на поле боя и ставим себя на их место, определяя их состояние, эмоции, намерения, прогнозируя, как они себя будут вести. На втором месте анализ объективных факторов – какими ресурсами обладают субъекты. SWOT-анализ – эгоцентрическая плоскостная концепция. У Суворова же появляется третье измерение: он смотрит на всю ситуацию сверху, включая самого себя, себя как субъекта.

ЛЕТУНОВСКИЙ привел пример боя при Столовичах в польскую кампанию Суворовав1770-е годы. Литовский гетман Михаил Огинский собрал 4 тысячи кавалеристов, перешел польскую границу и неожиданно разбил передовые русские отряды, взяв в плен 500 человек. Польша и Литва ликовали. Находившийся примерно в 250 километрах Суворов взял 800 пехотинцев и быстрым маршем пошел на противника. До сих пор в голове не укладывается, как пешая армия смогла преодолеть такое расстояние всего за двое с лишним суток:

– Где бы ни воевал Суворов, он очень быстро использовал необходимые средства. Давайте будем мыслить как Суворов, проведем субъектный анализ. Противник одержал первую крупную победу над русскими. Что они делают? Отмечают победу. Какова их боеготовность? Стремится к нулю. Значит, атаковать нужно немедленно! Именно поэтому Суворов, не слушая своего начальника Веймарна, нападает на Огинского. Наступает время анализа объективных факторов. Первый лагерь в Столовичах, второй – в нескольких километрах, количественное размещение примерно пополам. Суворов неожиданно нападает на Столовичи, полностью разбивает войска. Огинский, говорят, в ночном колпаке и рубашке едва успел убежать. Суворову досталась казна Огинского. Что бы сделал любой нормальный полководец в этой ситуации? Занял оборону! Но давайте мыслить по-суворовски. Опять поставим себя на место противника. Во втором польском лагере только что увидели своего главнокомандующего, бежавшего в панике. Какое это впечатление произвело? У страха глаза велики, они думают, там огромное войско! Значит, нападать на них нужно немедленно, пока не очухались!

Потери у Суворова, говоря современным языком, составили 13 человек, тысяча поляков взята в плен, тысяча уничтожена, остальные разбежались. Екатерине II на стол кладут две докладные: с требованием отдать Суворова под трибунал (ослушался начальство) и о том, что Огинский разбит. Отсюда и пошла тема: победителей не судят.

Личный бренд

Искусство глазомера (подкрепленное быстротой и натиском, продемонстрированными в приведенном сражении) развивается у армии Суворова во время разбора полетов, которые полководец проводил на постоянной основе. Фундамент же суворовского управленческого цикла – высочайший моральный дух и крайне эффективная профессиональная подготовка:

– Мы живем сейчас в ситуации, когда не хватает рабочих рук, не хватает сотрудников, они плохо мотивированы, плохо подготовлены. Из кого Суворов делал самую сильную армию в мире того времени? От 20 дворов примерно одного человека должны были отдать в рекруты. Кого отдавали? Кого не жалко! Самых бестолковых, самых неуправляемых. Именно из такого человеческого материала Суворов делал своих непобедимых, несокрушимых чудо-богатырей.

ЛЕТУНОВСКИЙ напомнил, что Суворов отвечал за все: за здоровье своих солдат, за их внешний вид, за их эффективность. В своих людях он ценил инициативность и требовал от всех проявлять инициативность:

– При постановке задач никто ни от кого ничего не скрывает, всем транслируется замысел боя с ключевыми задачами – сценарий знают все от солдата до генерала. Когда Суворова спрашивали, что будет, если солдата поймают и он расскажет все секреты, Александр Васильевич отвечал: вреда от того, что люди не понимают смысла своих действий, гораздо больше, чем если кто-то что-то расскажет. Была взаимозаменяемость и многофункциональность. Сам погибай – товарища выручай. Все были ориентированы на помощь друг другу и воспитаны на этой базовой ценности. И если, допустим, какое-то подразделение не справляется со своей ключевой задачей, ему на помощь сразу же приходит второе.

В аудитории поинтересовались, как же великий полководец поддерживал моральный дух солдат. Бизнес-тренер ответил, что Суворов буквально культивировал в них ощущение победы:

– Он говорил, что победа вас любит, победа горит на острие вашего штыка. Вы избраны, вы родились только побеждать, вы лучше всех.

КЛИМАНОВА парировала: не взрастит ли у современных сотрудников подобное отношение короны на головах? Мол, если мы лучшие, то пойдем туда, где платят гораздо больше денег. ЛЕТУНОВСКИЙ ответил:

– Военные уставы того времени запрещали двигаться через лес: люди разбегались. 40% рекрутов погибало, причем потерей в мирное время было больше, чем в военные – солдаты умирали от болезней, от недоедания. А Суворов всегда шел кратчайшим путем – в том числе через лес, и у него никто не разбегался. Он действительно заботился о своих людях! Первым делом он шел всегда в столовую – проверить, как кормят солдат. В Евпатории он победил чуму, потому что приказал выдраить все туалеты, дома выкрасить известью, бани сделать бесплатными и проводить пятикратное купание в море. На него писали жалобы, доносы, но Екатерина II ему все прощала, понимая, что главное – результат. Его способ поощрения – если батальон отличился на поле боя – пойти с ними обедать, спеть с ними песни. Люди чувствовали себя с Суворовым не просто субъектами, а героями! Выйдешь ты из такой армии, и героизм стихает, заканчивается. Ведь лучше быть там где ты не просто человек, а герой, правда?

Выражаясь современным бизнес-языком, личный бренд великого полководца был крепок в народе благодаря цельности его натуры, одной из граней которой была непоколебимая вера в Бога. Развит был и в армии Суворова институт наставничества: старикам, обучающим молодых, было положено больше довольствия. Между боями проводились постоянные тренировки.

О своем опыте внедрения суворовской системы управления рассказал генеральный директор ООО «НПО «МИР» Александр БЕЛЯЕВ. Без молитвы за дело на предприятии не берутся. На территории часовня, раз в месяц проводится крестный ход. Четкая детализация победы выражена в планах, которые в буквальном смысле указаны на стенах цехов – сколько счетчиков планируется произвести и в какие сроки:

– У русской системы управления три основных элемента – целевое зрительное управление, обязательная оценка результативности всех сотрудников и армейский порядок. Вспомните басню про лебедя, рака и щуку. Воз не движется потому, что участники не видят цели. Лично прохожу раз в месяц по предприятию и спрашиваю, как Суворов: какая у нас цель? Слепое копирование западных методов привело нас туда, куда привело. В России забыли, что над нами всеми стоит Творец, который всем управляет. Но на Бога надейся, а сам не плошай!

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии и газеты «Коммерческие вести» от 7 февраля 2024 года.

Фото Максима КАРМАЕВА

Ключевые слова: Религия
Источник: Коммерческие вести
просмотров: 109

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.