Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

06:16, 08.02.2024

Вышел справочник, содержащий данные о военнопленных, находившихся в Омске в годы Первой мировой войны

По неполным данным, в концлагерях Омска содержалось около 14 тысяч военнопленных германской и австро-венгерской армий. 

В Центре изучения истории Гражданской войны прошла презентация нового научно-справочного издания «Военнопленные Первой мировой войны: межфондовый именной указатель к метрическим книгам храмов Омского региона (1914–1920 гг.)». Справочник был подготовлен коллективом сотрудников Исторического архива Омской области. Он посвящен весьма любопытной и еще не полностью изученной странице жизни Омского Прииртышья. Это военнопленные – бывшие солдаты и офицеры германской и австро-венгерской армий, попавшие в русский плен в годы Первой мировой войны и содержавшиеся в военных концлагерях в Омске. Как утверждают ученые, наш город в те годы стал одним из мест массового содержания военнопленных. По документам военнопленных в Омске насчитывалось не менее 14 тысяч человек. Национальный состав пленных был очень пестрым: немцы, австрийцы, чехи, словаки, поляки, русины, румыны, венгры, хорваты, сербы, итальянцы, евреи.

Открыла презентацию издания директор Исторического архива Омской области Людмила Александровна ЧЕКАЛИНА. Она рассказала о важности той кропотливой научной работы, которую ведут сотрудники вверенного ей учреждения, делая информацию доступной для исследователей. Людмила ЧЕКАЛИНА особо подчеркнула: 

«В 2017 году был подготовлен поисковый справочник, посвященный бывшим белым офицерам, жившим в советской России. В 2020 году вышел в свет мартиролог о жертвах Гражданской войны. Новым изданием мы продолжаем книжную серию «Открытый архив». Этот сборник посвящен военнопленным Первой мировой войны». 

image

Вот серия справочников вышедшие в последние годы. 

image

Презентацией издания омские историки-архивисты продолжают тематический цикл мероприятий, приуроченных к 110-й годовщине начала Первой мировой войны. О новом издании собравшимся рассказал руководитель Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области, доцент ОмГТУ, кандидат исторических наук Дмитрий Игоревич ПЕТИН. Он выступил ответственным составителем и научным редактором справочника, подготовил к нему пояснительное предисловие. Далее приводим с сокращениями выступление Дмитрия ПЕТИНА: 

«Необходимость подготовки издания пришла чисто из практики архивной работы. Мне и моим коллегам не раз доводилось исполнять запросы потомков военнопленных Первой мировой войны. Сегодня эти люди живут во всех уголках мира. Есть они в Омской области. Но нередко поиск таких сведений по семейной истории был крайне затруднен. В Историческом архиве Омской области имеются документы о пребывании на омской земле военнопленных Первой мировой войны. Они рассредоточены в ряде фондов, но полнота информации в них весьма неоднородна. Изучая литературу о нахождении в Омске военнопленных Первой мировой войны (а написано по этому вопросу немало, здесь преуспел наш земляк Анатолий Николаевич ТАЛАПИН и другие), я обратил внимание, что из поля зрения историков фактически выпал такой комплекс источников, как церковные актовые записи. А между тем сохранность метрических книг храмов весьма неплохая. В них велись записи с 1914 года по 1917 год. Хотя актовые записи формализованные и немногословные, они являются ценными источниками. Но подчас церковные актовые записи достаточно информативны. Поэтому и было решено использовать их как основу для подготовки нового справочного издания». 

image

В Историческом архиве Омской области актовые записи хранятся в архивных фондах Омской духовной консистории, Омского католического костела, Омской лютеранской церкви, Омской синагоги. В них содержатся сведения о более чем трех тысячах военнопленных. Важно учесть, что все церковные метрические книги в Историческом архиве Омской области отсканированы и не имеют ограничений при использовании и выдаче. А имея на руках такой справочник с полным архивным шифром к документу об искомой персоналии, поиск можно произвести достаточно быстро. 

image

Во время выступления ПЕТИНА на экране были показаны слайды в виде таблиц. Особо лектор заострил внимание на таблицах, составленных по церковным актовым записям. 

image

Далее Дмитрий ПЕТИН продолжил: 

«Первые упоминания о военнопленных в метрических книгах храмов Омска мы находим уже в сентябре 1914 года, то есть сразу по прибытии первых партий этих людей. Значительная часть актовых записей конца 1914 года по 1915 год свидетельствует о смертности среди военнопленных. Во многих городах Сибири в тот период свирепствовали тиф и другие заразные заболевания, массово унося жизни россиян. Военнопленные не стали исключением из той печальной тенденции эпохи. Этот факт подтверждают метрические книги. Большое количество умерших в Омске военнопленных было похоронено на военном участке Шепелевского кладбища». 

image

Во время показа на экране таблиц Дмитрий Игоревич отметил: 

«С мая 1915 года в Омске стала набирать обороты совершенно иная тенденция. Пленные славяне – это главным образом, чехи, русины и поляки – были католиками и униатами. И вдруг они начали массово принимать православие». 

image

Принятие православной веры проходило в Успенском кафедральном соборе и в Богородице-Братской церкви. 

image

Большую роль в принятии православной веры военнопленными сыграл омский владыка Сильвестр. Он лично проводил групповые обряды. 

image

Что же подталкивало военнопленных принимать православие? Дмитрий ПЕТИН пояснил:

«Это было связано, с одной стороны, со стремлением военнопленных облегчить условия своего содержания. С другой стороны, причиной активного взаимодействия с этими иностранными подданными российских властей стала государственная политика, когда через Русскую Православную Церковь, распространявшую веру, у пленных формировали положительное отношение к России. Это в определенном смысле дало свои результаты. Вслед за переходами в православие нередким явлением было венчание военнопленных с россиянками и последующее рождение в браке детей. В духовной жизни региона военнопленные были достаточно заметны. Те, кто принял православную веру, выступали в качестве поручителей при венчании, при крещении детей. В этих ролях они оказывались не только у своих соотечественников, но и у омичей». 

image

В именной указатель попали только те данные, которые помогут идентифицировать военнопленного при поиске, а также найти нужный документ. Дмитрий Игоревич отметил: 

«Это фамилии, имена, отчества, хотя они не всегда указаны в источниках. В основном это даты составления актовых записей, характер события. В ряде случаев в документах могут быть указаны возраст военнопленных на момент составления актовых записей, конфессиональные и этнические принадлежности, характер их занятий и места проживания до войны».

image

Судьбы военнопленных Первой мировой войны складывались по-разному. Кто-то стал участником Гражданской войны в России, кто-то выбрал сторону белых или красных, сложил голову. Были и те, кто обрел в плену новую родину и тихо жил как обыватель. Перебрались в сельскую местность, женились, обзавелись сельскими хозяйствами. Случалось и такое, что бывшие военнопленные уже в 1920-е годы возвращались к себе домой на родину, бросали при этом созданные в России семьи. 

image

Приводим один документ, который подтверждает, что военнопленный чех-католик Владимир Винклер принял православие. Впоследствии его имя стало широко известно как имя талантливого скульптора. Однако мало кто знает, что его первоначально звали Францем. 

image

Подготовка издания стала трудоемким делом и заняла два года. Над книгой трудились сотрудники Исторического архива Омской области: Наталия Андреевна АКСЕНОВА, Мария Сергеевна ГЕННЕБЕРГ, Дмитрий Игоревич ПЕТИН, Максим Максимович СТЕЛЬМАК, Ирина Владимировна ФЕДОТОВА, Олеся Анатольевна ФИЛИНОВИЧ, Наталья Святославовна ХРАПОВА, Аксиния Александровна ШМОНДЕНКО. 

image

Новая книга уже вызвала заметный интерес у историков, генеалогов и краеведов. К примеру, доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОАБИИ (Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева), профессор кафедры «История, философия и социальные коммуникации» ОмГТУ Алексей Владимирович СУШКО отметил: 

«После завершения государственной кампании масштабных мероприятий, проводимых в России к 100-летию начала Первой мировой войны в 2014 году, интерес отечественных исследователей к «Великой войне» существенно уменьшился. На этом фоне вышедший в свет указатель является актуальной для исторической науки книгой, позволяющей приращивать знание о Первой мировой войне. Значимость издания для практики несомненна. Отмечая ценность книги и перспективы ее использования, скажу следующее. Среди историков сегодня популярна военная антропология. Она направлена на изучение человека на войне в различных ситуациях и в том числе в плену. Представленный в сборнике материал о военнопленных Первой мировой войны, оказавшихся в Омске, может стать основой для исследования их биографий. Книга закладывает основу для написания коллективного портрета военнослужащих германской и австро-венгерской армий. Указатель дает обширный материал к осмыслению гуманизма в ходе Первой мировой войны. Исходя из сведений, приводимых в справочнике и вступительной статье к нему, очевидно, что военнопленные достаточно свободно проживали в Омске. Они ходили в храмы, устанавливали контакты с местным населением и даже обзаводились семьями. Для сравнения, в годы Второй мировой войны такое гуманное существование людей, попавших в плен, было просто немыслимо». 

image

СУШКО резюмировал: 

«Гуманитарные науки сейчас активно изучают проблему идентичности. И в этом вопросе книга будет полезна историкам. В ней есть богатейший материал для изучения проявлений идентичности содержавшихся в Сибири военнопленных. Прежде всего, это касается религиозной и национальной сфер. Одной из перспектив здесь может быть изучение проявления данных аспектов среди русинов и украинцев. Их идентичности не были статичны, эти военнопленные в зависимости от политической ситуации в Сибири идентифицировали себя – то в качестве русинов, то в качестве украинцев. Труды омских историков-архивистов заслуживают высокой похвалы. Поздравляю со столь нужной книгой и желаю новых достижений!» 

image

Прокомментировала выход издания в свет и заведующая кафедрой отечественной истории, социологии и политологии Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, кандидат исторических наук Марина Александровна МАМОНТОВА: 

«Издание содержит интересное предисловие, которое знакомит читателя с ролью военнопленных в омском регионе в годы Первой мировой и Гражданских войн. В нем представлена аналитическая таблица по количеству военнопленных, перешедших в православие, вступивших в брак, ставших отцом ребенка. Также показатели в таблице наводят на размышления. Например, о причинах высокой смертности иностранных военнопленных 1915 году (762 человека), в 1916 году (541 человек). Интересны и мотивы заключения брака в сложный период Гражданской войны в 1918 году (225 человек). Притягивают внимание историков судьбы некоторых военнопленных. Например, Ильхмана Николая Александровича, который дважды с 1914 года по 1917 год был крестным отцом новорожденных. Позже он вступил в брак (1917) и стал отцом родившегося в браке ребенка. Также судьба военнопленного Михаила Яковлевича Попадюка перешедшего в православие. Он вступил в брак с православной омичкой (1917) и стал отцом двух детей». 

image

В дискуссии выступили начальник архивного управления Министерства культуры Омской области, кандидат исторических наук Галина Ивановна РАСТЯГАЕВА, доцент кафедры отечественной истории, социологии и политологии Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, кандидат исторических наук Владимир Леонидович КОЖЕВИН. 

image

Фото © Алексей ОЗЕРОВ

Ключевые слова: Омск, Религия
Источник: Коммерческие вести
просмотров: 88

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.