Попытки обмана пожилых людей приходятся якобы на перерасчёт пенсии, оформление полиса ОМС, несуществующие скидки на ЖКУ. Суммарно на эти три сценария приходится около половины всех мошеннических атак на пенсионеров.
Предложение о перерасчёте пенсии
Мошенники по телефону представляются сотрудниками Социального фонда России, обещают перерасчёт и увеличение пенсии. Предлагают оформить заявление по телефону, для чего нужно назвать личные данные. Затем они просят назвать код из СМС или установить приложение для доступа к смартфону жертвы. СМС-код открывает доступ для входа в личный кабинет пенсионера на портале Госуслуг — мошенники смогут дистанционно войти в личный кабинет потенциальной жертвы, оформить кредиты на её имя или подобрать данные для входа в онлайн-банк и вывода денег.
Предложение скидки на ЖКУ
Мошенники звонят по телефону и рассказывают о фейковой акции, в рамках которой якобы предоставляются скидки пенсионерам. Неизвестные просят подтвердить, что пользователь является пенсионером, и запрашивают персональные данные, а затем — код из СМС. Всё стандартно: эту информацию можно будет использовать для хищений или получения кредитов.
Переоформление полиса ОМС
Неизвестные звонят от имени страховой компании и убеждают срочно «продлить» полис. Они запугивают приостановкой оказания медицинской помощи и предлагают оформить якобы новый электронный полис здесь и сейчас. Затем жертву просят скачать приложение Минздрава, однако это вредоносная программа, которая откроет преступникам доступ к устройству. Как вариант, мошенники могут попросить поделиться СМС-кодом для входа на Госуслуги.
Эксперты ВТБ отмечают смещение внимания мошенников на людей старшего возраста: специально для пенсионеров разрабатываются сценарии, которые касаются базовых, жизненно важных вопросов, например, обеспечения безопасности. Среди последних негативных трендов в этом случае — манипулирование вопросами страхования, контроля пенсии и самым повседневным и важным вопросом для людей старшего возраста — оплатой коммунальных услуг, от которых напрямую зависит их комфорт.
ВТБ предупреждает, что наиболее эффективной мерой борьбы с хищениями остаётся бдительность. Задачей мошенников является получение персональных секретных данных, которые может знать только потенциальная жертва. Поэтому в первую очередь нельзя допускать общение с вероятными злоумышленниками. Фильтровать входящие звонки, в том числе через мессенджеры, можно с определителем номера: сервис показывает опасные номера с пометкой о мошенниках или спаме. В телефонной беседе или при переписке в интернете не забывайте, что мошенники могут переписываться от имени ваших друзей, коллег и близких, а также звонить от имени ведомств, правоохранительных органов и социальных организаций.