Чтобы попасть в магазин с культовым для омичей названием «SLAVA», надо спуститься по лестнице в подвал. Пока спускаешься, разглядываешь стены, изрисованные граффити: этот магазин для Омска уникален, и местные уличные художники устроили на входе очень своеобразную «арку славы» из тегов — коротких подписей из баллончика или маркера.
Именно тут работает Михаил Верга — один из трёх омских художников, участвующих в международном арт-фестивале «Омск, ты просто космос!». Его работой станет мурал на стенах одного из домов в микрорайоне «Модерн», что в Нефтяниках. Мы пообщались с Михаилом и узнали, что граффити — это гораздо больше, чем просто рисование на стенах, а фестиваль, который проходит этим летом в Омске, по своему уровню значительно интереснее, чем может показаться.
Михаилу всего 22 года. Рисовать полюбил давно, но в граффити-культуру пришёл всего пять лет назад. Чтобы стать участником фестиваля от Омска, он прошёл отбор.
«В феврале устроился работать в этот магазин продавцом-консультантом. У нас есть постоянный покупатель Эдвин Франк — он рисует достаточно много муралов, сложных заказов по всему Омску, — рассказывает Михаил. — Разговорились с ним. Он рассказал про этот фестиваль и подсказал, как заявку лучше оформить, что лучше сделать по самому эскизу. Я сделал эскиз и написал заявку, а он помог с правками, и заявку одобрили. От Омска на арт-фестивале будут рисовать трое: я, Эдвин и его жена».
В культуре граффити омич занимается буквально всем. Рисует мелкие «теги», делает большие работы на заборах и стенах заброшенных домов. Всё это помогает продвигать своё имя в среде и повышать узнаваемость.
«Содержание граффити — это всегда либо твоё имя, либо название того, что ты хочешь продвигать таким образом. Тот самый SLAVA, к примеру, просто рисует свою фирменную подпись на стенах по всему городу. За счёт этого он и обрёл известность, — поясняет Михаил. — А дальше — уже кто как хочет. Тот же SLAVA занимается бомбингом: когда упор идет в количество, в сложность мест, при этом сам рисунок выбирается такой, который можно будет нарисовать быстро. Я же стараюсь больше в сложность уходить. Новые шрифты себе придумываю каждый раз. Больше цветов использую на стене».
|
Идея рисунка рождается с карандашного наброска вот в таком скетчбуке. Фото: Om1.ru |
Работа, по словам художника, может занимать до двух дней, но чаще создание граффити укладывается в считанные часы или даже минуты. Конечно, в основном такой труд нелегален, но Михаил предлагает смотреть на критерий законности работ его коллег немного шире:
«Легально можно рисовать на стене, выделенной государством. Никто до тебя не докопается, что бы ты там не рисовал — если оно создано в рамках разумного. Есть так называемые «серые стены»: например, моя работа рядом с «Триумфом» именно такая. Практически ничейные стены, хотя там даже может стоять полицейский. Ты подходишь к нему, показываешь эскиз, показываешь пальцем на стену, спрашиваешь, не накажут ли тебя, если ты начнёшь рисовать. Чаще всего они не возражают!»
Сложно сказать, легально это или нелегально… Как по мне, если и полиция, и охрана не против, то ничего нелегального здесь нет. Но если вы видите в городе рисунок на жилом доме, тогда да, это нелегальный рисунок. Люди готовы идти на всё, чтобы свои рисунки показать как можно большему числу людей. Но у меня есть мотивация: не рисовать в каких-то местах, за которыми люди следят хотя бы хоть как-то.
Михаил Верга
И люди ценят работы Михаила. Омич рассказывает, что к нему обращались знакомые с просьбой раскрасить помещения, заборы и даже крыши домов.
Но всё же, мурал на стене 11-этажного дома — это совсем другой опыт. Работа омского художника появится на фасаде дома по адресу 2-я Поселковая, 63.
«Здесь два лица — мужское и женское, они символизируют семью, — пояснил автор. — Тема фестиваля — «Мы гордимся», и для меня было важно рассказать именно о семье и обо всём, что с ней связано. О смысле можно рассуждать долго, но для меня важнее создать сам рисунок, а смысл работы пусть каждый определит сам».
А вот и фрагмент эскиза работы.
Кстати, даже на арт-фестивале каждую работу нужно индивидуально согласовывать с местными жителями. Например, проект омскому художнику согласовали быстро: тот не без удовольствия рассказывает, что его эскиз жители выбрали и утвердили одним из первых.
Но не со всеми вышло так же гладко.
«Например, Фарид Руэда полностью перерисовывал свой рисунок — жителям не понравился, — рассказывает Михаил. — Это очень известный муралист из Мексики, и он известен тем, что у него очень яркие работы, много цветов, неоновые оттенки. В первоначальной версии он хотел нарисовать большого лося во весь дом в фирменной цветовой гамме.
Но людям это не понравилось! Прямым текстом некоторые возмущались, что цвета… ну, скажем, сильно нетрадиционные для нашего общества. Теперь вместо лося будет медведь в более тёмных тонах — это тоже классно, но такое в России уже есть».
|
Работа Руэды уже готова. Цветовая гамма даже с правками жителей выглядит пёстро и богато. Фото: Om1.ru |
Создание мурала на момент выхода этого материала уже началось — на работу автор выделил две недели.
Процесс проходит в несколько этапов. Сперва создаётся эскиз в графическом редакторе. Как только его согласуют с жильцами, начинается разметка будущей работы на фасаде. А вот затем подходы становятся разными. Кому-то значительно помогает деление стены дома на стыки панелей, которые буквально расчерчивают стену на квадраты, внутри которых удобно рисовать. Другие ждут ночи и включают проектор — световой луч показывает основные контуры будущей работы, а художнику остаётся лишь прочертить их на стене, чтобы днём добавить цвета.
Вот так это выглядит.
|
Фото: Михаил Верга |
Михаил и дальше хочет работать с масштабными проектами. Он рассказывает — было бы интересно раскрасить фасады домов в родном 12-м микрорайоне…
«У нас в черте города очень много долгостроев. Обычно там рисуют все внутри, а хочется, чтобы еще и снаружи это было ярко, красиво, — размышляет он. - Возьмите долгострой на Герцена, например: это высоченное здание, где уже много граффити. Или есть долгострой в 12-м микрорайоне рядом с метромостом, там есть даже работы снаружи. И никак не возбраняется, если ты там рядом гуляешь или внутрь заходишь.
Хочу сделать нечто подобное, только в значительно большем масштабе. Чтобы вся стена была изрисована. Возьмите, к примеру, заброшенное здание профилактория «Восход» на левом берегу: почему бы не собрать большое количество художников, и чтобы каждый нарисовал свой кусочек? Мне очень нравятся такие хаотичные скопления рисунков».
Есть у художника и более долгосрочные планы.
«Я хочу открыть кофейню с оформлением в граффити-стиле, — делится мечтами омич. — Какой-нибудь логотип для него разработать — чтобы был простой, но, с другой стороны, массовый. Чтобы, например, его можно было поместить на стаканчики с кофе.
Было бы любопытно организовать коллаборацию с известным брендом — со Skuratov, например. У них уже был такой опыт: например, в кофейне на 10 лет Октября им SLAVA создал холст… Но мне интереснее был бы мерч: у Skuratov, кстати, была коллаборация с Юрой Забсом, омским художником — он рисовал термокружки».
Читайте также на портале Om1.ru