Портал Om1.ru запускает новый проект «История успешного предприятия», в котором мы будем рассказывать об омских компаниях с богатой историей. А начать мы решили со сладостей, вернее, с компании, которая более 25 лет производит различные лакомства.
Живые белки в офисе
Компания «Сибирская белочка» у более старшего поколения омичей ассоциируется с мороженым, которое производилось на рубеже веков. Но уже давным-давно компания отказалась от выпуска мороженого и перепрофилировалась на кондитерские изделия, в числе которых шоколадные конфеты, песочные и бисквитные печенья.
Всё начиналось в 1997 году, когда «Сибирскую белочку» создал омские предприниматели Игорь и Сергей Белимовы. Позднее Игорь Белимов передал бизнес своим сыновьям Юрию и Александру. Сегодня Александр Белимов является исполнительным директором производственно-коммерческой фирмы «Сибирская белочка». Он рассказывает, что с юных лет трудился в компании отца.
«Я с детства работал здесь. Начинал грузчиком. В 2011 году после армии пришёл сюда работать торговым представителем, региональным представителем, в своё время развивал экспортное направление, взаимодействовал с федеральными сетями. Сейчас занимаюсь общими руководством компании», - рассказывает Александр Белимов.
«Сибирская белочка» больше 10 лет выпускала мороженое. Многие омичи, возможно, помнят мороженое «Здоровяк». Была у компании сеть киосков. А потом вектор развития поменялся. В 2008 году дополнительно открылось кондитерское производство. А в 2009 году было принято решение отказаться от выпуска мороженого и сосредоточиться исключительно на «кондитерке», которая обладает меньшей сезонностью. Это решение оказалось правильным.
«Прорыв произошёл, именно когда мы переквалифицировались на «кондитерку». Можно вспомнить 2010 год, когда открыли производство шоколадных конфет. Сначала были более простые изделия – помадные конфеты, а потом перешли на шоколадные. Именно это послужило скачком и получили хороший прирост. Следующая веха – это 2015 год, когда была установлена полностью автоматическая линия. Произошло увеличение объёмов производства. А в 2016-2017 годах мы вышли за пределы России и стали активно работать на экспорт», - говорит нынешний руководитель.
Название компании оказалось очень удачным. Оно прижилось у сибиряков, и теперь известно далеко за пределами Омска. Хотя были и более классические варианты, но они, возможно, так не «сыграли» бы.
«Были разные вариации названий, в основном, классические, связанные с шоколадом и сладостями, но решили затронуть родную, сибирскую тему, так как мы живём в Сибири. Что касается белочки, это очевидно, ведь именно белка ассоциируется с сибирскими лесами, любит орехи и ягоды. Первыми конфетами, выпущенные на фабрике были именно конфеты с орехом. Мы поселили белок в офисе. Они жили здесь долгое время», - вспоминает Александр Белимов.
Конфеты змейкой по ленте
С того момента, когда было запущено кондитерское производство, линейка конфет поменялась кардинально. Начиналось всё с четырёх видов помадных конфет, и уже в первый год линейка расширилась до 10 видов. Следующим этапом для компании стала установка полностью автоматизированного оборудования по производству шоколадных конфет, а ещё позже запуск ещё двух участков – для суфле и мучных изделий.
Сейчас на предприятии работают четыре производственных участка. Каждый день фабрика выпускает больше пяти тонн самой разной продукции – от печенья до шоколадных конфет. В этом убедились корреспонденты портала Om1.ru, когда побывали на месте. Удалось посмотреть, как производят конфеты, и испытать детский восторг от увиденного.
Попасть в цех без халата и шапочки нельзя. Внутри стоит сильный гул, который сопровождает весь процесс. Сотни изделий обретают форму конфет, потом змейкой идут по ленте, после чего облачаются в обёртки. Весь процесс автоматический, но люди в цехе есть. Уже готовые изделия распределяются по коробкам, чтобы потом попасть на полки магазинов.
Оборудование используется самое разнообразное. Есть и европейское, частично используется китайское, частично – российское. Фактический объём производства 250 тонн в месяц, но мощности позволяют выпускать в два раза больше.
«Сейчас ассортимент стабильно поддерживается на уровне 70-80 позиций, - говорит Александр Белимов. – Менее востребованные конфеты убираются, появляются новые. Происходит регулярная ротация ассортимента. Пробуются разные вкусы, в том числе эксклюзивные, неклассические. Не шокололадно-орехово-молочные, а, допустим «Тутти-Фрутти» или «Янтарный клафути» - это печёное яблоко с кленовым сиропом. Но, как показала практика, эксклюзивные вкусы не так популярны, поэтому они убираются. Также продукт может видоизменяться, упаковка усовершенствоваться, появиться какая-то внутренняя составляющая».
Продукцию «Сибирской белочки» можно купить не только в магазинах, но и в фирменном киоске, который находится рядом с территорией предприятия. К сожалению, других фирменных киосков нет, а этот – не работает по выходным. В рабочие дни у него почти нет народа. Всё-таки место это в конце улицы 10 лет Октября, прямо скажем, совсем небойкое. Но автор этих строк убедился, что продукция здесь свежая.
Замахнуться на Иран и Афганистан
В компании говорят, что вкусовые предпочтения в разных регионах России особо не отличаются. Разве, что на юге страны больше налегают на суфле, чем в остальной части России. А вот то, что потребляет, к примеру, Азербайджан, кардинально отличается от того, чем лакомятся в Китае. Сейчас продукцию «Сибирской белочки» можно купить в России и ещё десяти странах. Это Казахстан, Монголия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Грузия, Армения, Белоруссия и Китай. Планируется освоить и другие рынки.
«Хотелось бы на все возможные рынки выходить. Но тут уже больше сложности логистические возникают. Это более дальние рынки, более дальние расстояния. Европейский рынок сейчас, наверное, не сильно доступен. А та же Индия очень интересна, хотя у них тоже есть свои предпочтения по вкусу. Иран, Афганистан, Туркмения – все эти рынки интересны. Но есть своя специфика», - отмечает руководитель компании.
Чтобы расширить рынки сбыта, «Сибирская белочка» периодически участвует в различных выставках, где происходит обмен контактами. К примеру, не так давно проходила выставка в Китае, после которой омичи начали поставлять продукцию в эту страну.
Трудности и новинки
Сейчас «Сибирская белочка» насчитывает около 150 сотрудников. Но кадровая проблема на предприятии, по словам его руководителя, ощущается. А после того, как западные страны фактически закрыли границы с Россией, усложнились поставки сырья, а запчасти не всегда приходят вовремя.
Но несмотря на существующие трудности, в компании выпускают около 10 новинок в год.
«Шоколадное производство, как и любое другое не простое, но оно особенное, ведь мы производим радость в прямом смысле этого слова», - считает Александр Белимов. – Ведь нашу продукцию едят самые важные для нас люди – наша семья. Поэтому так тщательно относимся к качеству нашей продукции».
Одна из последних новинок - бисквитное печенье, которое было номинировано от омской области в конкурсе «100 лучших товаров России». Есть и другие новинки, которые, как говорят в компании, получили высокие баллы у тех, кто их дегустировал.
Читайте также на портале Om1.ru
Фото и видео: Юлия Майстренко