Тридцать пять лет сербскому чаю.
Милорад ПАВИЧ
Пейзаж, нарисованный чаем
Пер. с серб.
СПб.: Издательство Азбука; Азбука-Аттикус, 2024 год. – 384 стр.
Тираж 3000 экз.
«Многим запомнилась защита его диплома, шумная и необычная, расколовшая факультет на сторонников и противников Афанасия Свилара. Еще студентом он приметил одну неотразимую черту великих писателей: умение молчать о некоторых важных вещах. И Свилар применил это в своей профессии: неиспользованное пространство, равное ненаписанному слову в литературном произведении, у него приобрело свою форму, а пустоты получили очертания и смысл, столь же активные и действенные, как и застроенные площади». Милорад ПАВИЧ – самый известный сербский писатель, сказочник и мистификатор, любитель лабиринтов и шарад, причудливых метафор и странных историй. «Пейзаж, нарисованный чаем» – это роман-кроссворд, роман-сновидение, блестящий образчик магического реализма. Его герой, неудачливый архитектор-мечтатель, отправляется на поиски отца, который не вернулся со Второй мировой войны. И как подчеркивают издатели, путешествие обернется долгими блужданиями «скорее во времени, чем в пространстве». «Прелесть пустот вдохновляла его на создание красивых построек, и это накладывало отпечаток на все его проекты. Увлеченный теорией групп, механикой сплошных сред и особенно акустикой замкнутого пространства, он стал, по мнению компетентных лиц, просто блестящим специалистом своего дела. Известно было, что со Свиларом шутки плохи: понадобится, так пройдет по воде и огонь во рту пронесет. Особенно были замечены его проекты благоустройства прибрежной полосы Белграда, основанные на предпосылке, что река как среда обитания всегда древнее, чем возникший рядом с ней город». Перевели роман на русский язык Наталья Вагапова, Римма Грецкая.
16 +