Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

09:48, 25.09.2024

Софья ИВАНОВА: «Мы разработали тренажер, который задействует интеллект и мелкую моторику»

Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод», высокотехнологичного предприятия, имеющего свой научно-технический центр и понимающего важность продвижения молодых ученых, исследователей и разработчиков. 

В России ежегодно происходит более 450 тыс. случаев инсульта. После них полностью восстанавливаются только 16% пациентов. 80-85% остаются инвалидами и утрачивают возможность вести полноценный образ жизни. Для того чтобы изменить эти цифры, улучшить состояние пациентов, перенесших инсульт, студентка Омского государственного медицинского университета Софья ИВАНОВА разработала когнитивно-мануальный тренажер. Как он работает, при каких еще заболеваниях может помочь и сколько в итоге будет стоить, автор проекта-победителя конкурса «УМНИК» рассказала обозревателю еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.

– Софья, что такое когнитивно-мануальный тренажер?

– Ученые выяснили, что за интеллект и мелкую моторику отвечают одни и те же участки головного мозга. В медицинской литературе встречается даже такой термин – двойное задание. На основе этой концепции мы и разработали тренажер, который задействует и интеллект, и мелкую моторику. Технически он представляет собой однотонный кубик Рубика. К нему в комплекте идут наклейки, которые нужно размещать специальным образом, и задания. Они могут быть абсолютно разного уровня.

– Какие проблемы можно корректировать с помощью вашего тренажера?

– Основная наша аудитория – постинсультные больные. Но спектр применения тренажера довольно широк. Это не только состояния после инсульта, но и дегенеративные заболевания, аутический спектр расстройств у детей, ревматоидный артрит. Когда пациенту нужно 30 раз в день выжимать эспандер, скорее всего это ему быстро надоест, но если к мелкой моторике добавить развитие когнитивных способностей, будет более интересно. Здесь имеет место определенный психологический феномен: кубик Рубика можно собрать, но данная головоломка не имеет конца, ведь ее можно собирать великое количество раз.

– Кто заинтересован в вашей разработке?

– Мы уже сотрудничаем с медицинским центром «Эзрамед клиник», где специалисты занимаются с помощью нашего тренажера с пациентами с нарушениями лучезапястного сустава. Собираемся пообщаться со специалистами Всероссийского общества слепых, поскольку рассматриваем введение тактильных наклеек, в том числе со шрифтом Брайля для адаптации тренажера для слабовидящих. Также планируем выстроить работу с психиатрами по адаптации тренажера для людей с легкой степенью слабоумия. На данный момент собираем обратную связь от специалистов.

– Какие задания предлагаются пациентам? Насколько они сложные и разные?

– Заданий у нас уже несколько страниц. Как пример самого простого: на абсолютно черный кубик наклеивается цветная наклейка в центре одной стороны, чтобы человек ориентировался, еще одна – на крайнюю грань. Задача – переместить цветную наклейку на другую сторону кубика в определенное место. Она решается за три действия. Но на первом этапе пациент может ее и пять минут выполнять. Есть задачи и сложнее. Понятно, что человеку, который только вышел из постинсультного состояния, мы не предложим собирать сложные изображения или предложения. Основное преимущество тренажера – высокая вариативность. Он может подстроиться не только под каждого пациента, но и под его состояние в каждый конкретный момент времени. Продвинутым пациентам мы можем предложить более сложные и интересные задания вплоть до сбора изображения любимой внучки.

– А для людей, обладающих сохранным интеллектом, которые хотят развивать свои когнитивные способности, задания предусматриваете?

– Над этим тоже работаем. Такие техники популярны в странах с большим количеством стареющего населения, например, в Японии. У нас в Омске тоже есть школа активного долголетия. Планируем и с ними пообщаться. Для людей, которые не имеют опыта сборки кубика Рубика, даже задание собрать его представляет сложность. Мне, для того чтобы составить на кубике слово всего из трех букв, потребовалось около 20 минут.

Это говорит о том, что задания на тренажере можно усложнять до бесконечности. Пока составление слов – самое сложное. Можно будет ввести в задания и математические примеры. Даже 2+2 с учетом того, что ответ нужно привести в нужное положение, будет тренировать.

– Вы уже апробировали тренажер на ком-то, кроме себя?

– На начальных этапах просила одногруппников, знакомых выполнять задания, а сейчас, как я уже сказала, мы работаем с медицинским центром «Эзрамед Клиник». Передали им кубики с инструкцией. Они фиксируют для нас результаты – до и после занятий.

– А без тренера или врача человек может пользоваться вашим тренажером или обязательно нужен кто-то, кто сможет оценить результат?

– Все зависит от уровня сохранности пациента. Тем, кто только вышел после инсульта из больницы, обязательно нужен помощник. А на следующем этапе реабилитации человек вполне может работать самостоятельно. Наша инструкция понятна любому.

– Сколько будет стоить тренажер? Как вы планируете его продвигать?

– Мы посчитали примерную стоимость комплекта, в который входит два базовых кубика, набор наклеек и инструкция. На данный момент она составит около тысячи рублей. Мы сможем реализовывать комплекты и в сегменте В2В, т. е. продавать медицинским организациям, и в В2С, т. е. конечному потребителю – пациентам для индивидуальной работы. Наш проект имеет социальную направленность: речь идет о реабилитации большого количества пациентов, поэтому мы планируем работать с государством в рамках социальных проектов. Кроме того, занимаемся разработкой программы: в клиниках набора наклеек надолго не хватит, поэтому хотим предусмотреть возможность распечатывать их самостоятельно на самоклеящейся бумаге.

– Как появилась идея создать такой тренажер?

– Мне подсказал ее научный руководитель – доктор медицинских наук, доцент кафедры патологической анатомии, профессор ОмГМУ Сергей Игоревич МОЗГОВОЙ. Но поскольку это не совсем его профиль, он направил меня к заведующему кафедрой медицинской реабилитации ДПО доктору медицинских наук, профессору Вадиму Адильевичу АХМЕДОВУ. И сейчас мы с ним сотрудничаем.

– Вы специализируетесь на патологической анатомии?

– Не совсем. Я окончила пятый курс ОмГМУ, перехожу на шестой, после окончания которого получу квалификацию врач-педиатр. Но на данный момент патанатомия входит в сферу моих интересов. Основная тема моей научной работы – предраковая патология желудка и молекулярные особенности ее диагностики на ранней стадии.

– У будущего педиатра увлечение патанатомией неожиданно встретить.

– На одном из конкурсов, в котором я участвовала, мне дали документ, где было написано: «педиатр-реабилитолог-патологоанатом» (смеется).

– Сочетание пугающее! Софья, знаю, что ваш тренажер отобрали для форума «Сильные идеи для нового времени-2024». Как все прошло?

– Проект нужно было очно представлять в Москве на форуме, но, к сожалению, принять участие не удалось. Заявок были миллионы, и у организаторов мероприятия, на мой взгляд, просто не хватило времени на организацию. В понедельник нас уже ждали в Москве, а в пятницу днем только прислали приглашения на адрес вуза. Естественно, нам не успели оформить документы – ни я, ни еще одна победительница конкурса «УМНИК» не попали на очное представление проектов.

– Какие у вас планы на будущее?

– Пока вопрос открытый. К сожалению, попасть в ординатуру за счет бюджета не получится. Год назад в вузе было всего три бюджетных места, и все на лечебную физкультуру. На данный момент ординатура реально возможна либо по целевому контракту, либо за счет личных средств. Поэтому я в некоторой растерянности.

– Сколько стоит коммерческая ординатура?

– Около 300 тыс. рублей в год. Для меня это большие деньги даже с учетом того, что это вложение в собственное образование.

– Такие средства найдутся не у всех. Что ждет выпускников ОмГМУ, которые не попадут в ординатуру?

– Выпускники педиатрического факультета могут работать только педиатрами, а лечебного – участковыми терапевтами. Любая узкая специальность – это два дополнительных года обучения. К сожалению, пока так.

– А какую узкую специальность хотели бы получить вы?

– Я хотела бы продолжить работать с детьми.

– Чем увлекаетесь вне учебы?

– Танцами. Ближе к спортивному стилю. Летом из-за сессии и практики вынуждена прерывать тренировки. График работы у педиатра построен таким образом, чтобы родители смогли попасть на прием с детьми, т. е. иногда и до вечера. Такую работу не очень удобно совмещать с тренировками, но отвлекаться от основной деятельности очень важно. 24/7 думать над важными вещами – непосильная задача для мозга. Физическая нагрузка позволяет ему отдыхать и в дальнейшем лучше функционировать.

Биография

Софья Владимировна ИВАНОВА, Студентка педиатрического факультета ОмГМУ

Софья Владимировна ИВАНОВА родилась 26 сентября 2001 года в Омске. В 2019 году окончила БОУ «СОШ № 32» и поступила в ОмГМУ на педиатрический факультет.

Не замужем.

Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод».

® РЕКЛАМА

ООО «Омсктехуглерод»,
ИНН 5506066492

Фото Максима КАРМАЕВА

Ключевые слова: Омск
Источник: Коммерческие вести
просмотров: 66

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.