Сегодня, 4 апреля, в Омском Союзе журналистов состоялся круглый стол с митрополитом Омским и Таврическим, главой Омской митрополии Дионисием. Речь зашла и об Ильинском соборе, воссоздание которого благословил, будучи в Омске в 1993 году, Патриарх Алексий II. Напомним, что частично на территории бывшего собора располагается памятник Ленину. Журналист Светлана ВАСИЛЬЕВА, спросив об отношении к восстановлению собора, напомнила, что в 1986 году в Омской области было лишь несколько действующих православных храма. Для приехавшего тогда в Омск митрополита Феодосия краеведы сделали карту с дореволюционными 50 храмами. Постепенно их стали восстанавливать. Она напомнила, что на месте Успенского собора был парк с 9 пивными точами. Сначала на месте собора был поставлен крест. И каждую пятницу читался акафист у этого креста. В Рождественскую ночь и первый день пасхи проходили крестные ходы от Никольского собора туда. И это все годами длилось. Пока в 2007 году не был построен Успенский собор. Будет ли восстановлен Ильинский собор.
Приводим ответ митрополита Дионисия целиком и полностью в расшифровке «Коммерческих вестей»:
— Вы совершенно с правильной мысли начали, вспомнив, как восстанавливался Успенский собор. Начиналось все с креста, у которого люди, в том числе и приснопамятный Владыка Феодосий усердно молились Богу. Дело в том, что Господь он всегда, безусловно, готов помочь человеку в любом добром деле. Иногда люди не церковные спрашивают: Господь же всеведущ, зачем вы молитесь – Он и так знает все ваши нужды. И Он зная ваши нужды, взял бы и исполнил: зачем эти молитвы? Дело в том, что Господь, любя человека, наделил его свободой. Поэтому, что такое молитва к Богу о помощи? Это не извещение Бога об имеющихся проблемах, о которых он и так прекрасно знает как всеведущий. Это сигнал и свидетельство, что его помощь здесь человеку нужна.
Если такого сигнала нет, то Господь и не будет вмешиваться. По крайней мере, в большинстве случаев, не будет вмешиваться в эту ситуацию. Потому что самому человеку участие Божье здесь не требуется.
Еще одна сторона этого вопроса. Почему владыка Феодосий поспросил карту [храмов]. Почему церковь, по крайней мере, в лице большинства священнослужителей и мирян так заботится не только о храмах, не только об их развалинах, но даже о тех местах, где раньше храмы стояли. А потому что — это один столпов нашей веры – если когда-то это место было Богу посвящено, храм был построен и освящен, люди там молились, даже если этого храма не существует, все равно до страшного суда на этом месте стоит ангел-хранитель этого храма. И он будет стоять на этом месте до страшного суда христова.
Поэтому для священнослужителя и мирянина нет выбора и нет сомнения относительно того, как поступать с этим местом. Раз когда-то оно было Богу посвящено, оно и должно быть таким образом и отмечено, даже если по каким-то причинам нет возможности восстановить святыню или пока нет возможности восстановить святыню.
Да, действительно святейший патриарх Алексий II благословил воссоздание Ильинского собора. Но ведь он благословил-то не потому что — хотя святейший патриарх Алексий был и молитвенником и глубоко духовным человеком — он духовно прозрел об этом месте, о его будущем, о его прошлом. Город и область, которые принимали тогда святейшего патриарха Алексия II. Кстати Святейшего Патриарха Алексия II тогда сопровождал нынешний Святейший Патриарх — тогда митрополит Смоленский и Калининградский. Поэтому нынешний Святейший помнит и эти обстоятельства, и это место... Город и область, которые принимали Святейшего Патриарха, они рассказали об этом и попросили благословения на это дело, таким образом, взяв на себя перед святейшим патриархом Алексием соответствующее обязательство. Не оформленные документально, понятно. А нравственное обязательство. И знаком этого нравственного обязательства является стоящий там крест, камень со словами благословения святейшего патриарха Алексия и часовня святого пророка божьего Илии. Вот сами ответьте на этот вопрос: а есть какой-то иной альтернативный выход у области, города и епархии. Есть ли он? Если имеется вот это нравственное обязательство...
Но вернусь к молитве. Мне кажется, что в последнее время мы мало молились на этом месте. Поэтому я бы хотел с этого и начать. Я знаю, что по субботам там совершаются молебен – немножко людей. Я имею намерение, во-первых, с ними как-нибудь помолиться, а потом – летом будет у нас праздник святого пророка божьего Илии я думаю, что мы с Божьей помощью совершим на это место крестный ход на это место из Успенского собора – общегородской, общеепархиальный, может быть, митрополию всю соберем – для того, чтобы Господу послать извещение, что мы про это место и про свои нравственные обязательства не забыли.
При этом я, естественно, знаю о разнообразных спорах относительно этого места. Я знаю о том, что памятник Владимиру Ильичу Ленину на этом месте стоит. И я понимаю, что строительство любого храма, так же, как и в свое время строительство и возрождение Успенского собора должно быть общим делом. Оно должно вокруг себя собирать людей, а не разделять общество на разные противоборствующие части, тем более в такое время. Поэтому после молитвы если браться за это, то это нужно очень хорошо людям объяснить. Объяснять там есть что. Даже говоря о месторасположении памятника Владимиру Ильичу. Простейшие там раскопки археологические, вернее, изыскания, которые были проведены, там такие вот не слишком глубокие и не слишком длительные, показали, что памятник стоит на паперти Ильинского собора. Вообще-то говоря, как бы ни относиться к памяти вождя и строителя советского государства, это недостойно его памяти – на паперти стоять. Известно, кто на паперти стоит... Поэтому, мне кажется, и с точки зрения тех людей, у которых сохраняется благодарная память о вожде советского государства – это не слишком уместно. В любом случае, еще раз говорю, объяснять придется много. Если этим заниматься. Но я намереваюсь начать с молитвы Богу. Собственно, это и есть главная задача священника.
Фото Алексей ОЗЕРОВ.