— Современный мир интенсивно развивается по всем направлениям, и хочется рассказать о технологических трендах в мировом автопроме, поскольку наша отрасль является одной из самых продвинутых и высококонкурентных в мире, использующей максимально инновационный потенциал человечества. Самых заметных направлений, пожалуй, три. Притом пришли они совсем не из автобизнеса.
Первое – искусственный интеллект – управление автомобилем на основе операционных систем. Совмещение искусственного интеллекта со всеми узлами, со всеми сервисами автомобиля, включая интеграцию с нашими личными гаджетами и сторонними программами, обеспечивает ощутимое облегчение непосредственно управлением автомобилем и его обслуживанием.
Второй тренд очень серьезный и все больше набирает обороты – использование электромобилей и гибридов. Ежегодно в два раза растут мировые продажи «электричек», производители переходят на серийное производство, страны ограничивают выпуск двигателей внутреннего сгорания. За инновациями в сфере электрокаров пристально следит весь мир, новшества внедряются с несравнимой скоростью.
Третий тренд – технологии, выделяемые в определенных опциях, в узлах автомобиля и касающиеся практически всего спектра промышленности. Тут можно выделить направление материалов кузова и салона, освещения и оптики, связанные с колесами и подвеской, двигателем и трансмиссией, безопасностью всех участников дорожного движения.
Начнем, конечно же, с батарей: на Шанхайском автосалоне-2023 была представлена новая технология бренда CATL – в два-три раза повышенная емкость, запас хода на не менее 600 километров, восполнение до 80% заряда батареи за 15 минут. Подкупает исключительная надежность, долговечность, адаптация под любые погодные условия данной технологии. В целом неудивительно, что такую батарейку – в четыре раза превышающую показатели европейских аналогов – представили именно китайцы: они по-настоящему освоили это направление. Эти батареи скоро будут устанавливать на серийные автомобили, так что переход на электрокары неизбежен: кто бы что ни говорил, мы находимся в новом технологическом витке и возврат к прежним, привычным нам технологиям невозможен.
Хочется отметить популярность беспилотных автомобилей – с полным или частичным управлением. Любопытно, что разработки начались в 1998 году Toyota и Mitsubishi, которые в 2003-2006 годах уже внедрили ассистентов в движении по полосе. Но только в 2013 году Mercedes объединил в комплекс все новинки на рынке, «научив» свои автомобили держать дистанцию, тормозить до полной остановки, перестраиваться, парковаться, реагировать на дорожные знаки. Сейчас мы видим, что технологии беспилотного управления представлены на очень многих автомобилях, причем не класса люкс, а бюджетных, также они используются в грузовых и пассажирских перевозках. То есть сегодня подобные системы позволяют при помощи специального оборудования довозить груз и людей из пункта А в пункт Б практически без участия человека, причем выбирая кратчайший путь, оптимально расходуя ресурсы и при этом обеспечивая безопасность движения. Практически все современные автомобили в той или иной степени оснащены частями беспилотного управления: это автопарковщики, автоторможение, автоперестраивание, заблаговременные подсказки в процессе вождения, частичный автопилот на трассе и так далее. Будущее этой технологии мы всегда видим в любых фантастических фильмах.
В плане оптики интересен матричный лазерный свет, используемый в люксовых автомобилях – Range Rover, Audi, BMW. Он хорош тем, что абсолютно не слепит встречное движение, но при этом максимально эффективно освещает необходимый водителю участок дороги, практически не потребляя энергии и не подвергаясь износу. Понятно, что технология скоро подешевеет и появится в обыкновенных автомобилях среднего класса.
Следующая новинка – автомобильная операционная система. Одной из совершенных сейчас считаются Android Auto и iCar (еще разрабатывается). Они позволяют полностью интегрировать гаджеты, использовать голосовые помощники, карты, аккаунты и нужные программы, контролировать движение автомобиля и диагностировать его состояние, также следить за самочувствием водителя. Все идет к стандартизации и оптимизации, то есть не надо будет привыкать к системе управления, садясь в авто, и даже смотреть на свой телефон, поскольку доступ к нему – к своим сообщениям, банкам, навигации и прочему – «вшит» в автомобильную панель.
Еще один тренд – использование альтернативных видов топлива. Это упомянутое электричество, водород и биотопливо. Во всех трех направлениях ведутся активные разработки. Водород уже применяется в серийной модели Toyota Mirai: создан полностью уникальный двигатель – за счет реакции окисления водород вырабатывает электрохимический генератор. Вместо вредных выхлопов автомобиль производит чистую воду. Модель уже продается, стоит 60 тысяч долларов в Японии, ее приобретение субсидируется государством. На биодизельном топливе работают некоторые автомобили Volkswagen. В Бразилии продано достаточно много машин, потребляющих растительное сырье – кукурузу, сахарный тростник, свеклу, картофель и так далее.
Интересная технология, уже внедренная на производстве серийных автомобилей (я намеренно говорю только о внедренных разработках, нашедших массовое применение) – использование солнечных батарей на крыше автомобиля в качестве зарядного устройства. Первопроходцами стали Fisker. Автомобили, оснащенные такими панелями, получают около 20-30% заряда от солнца, плюс до 20% к пробегу у электрокаров. Очень перспективное направление, особенно в солнечных странах и, конечно, в Омске.
Любопытны проекционные дисплеи с дополнительной информацией на лобовом стекле. Причем речь не о банальном показателе скорости, температуры на улице, а о полноценной навигации – дорисовке на стекле парковок, подсветке дорожных участков, достройке, благодаря камерам, визуализации вокруг автомобиля. Эта технология активно уже используется в Porsche и Hyundai. Скоро мы доживем до того, что на лобовое стекло будут проецироваться названия зданий, улиц, фирм, брендов, акции в магазинах, мимо которых мы проезжаем, реклама и, конечно, наши френды из соцсетей с включенной геолокацией, встречающиеся по пути.
Среди особо ожидаемых разработок: кузовные панели, накапливающие энергию, избавляющие от необходимости иметь аккумуляторную батарею, поскольку они сами будут ею являться; безвоздушные шины из термопластичной смолы между диском и покрышкой;
управление телефоном и автомобилем жестами, во что инвестирует Microsoft; автомобиль от Apple – iCar; использование 3D-принтера в производстве автомобилей – практически 90% деталей уже можно изготавливать таким образом, что значительно удешевляет сборку. Будущее из фильмов уже приходит, – надеюсь, только из позитивных.
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 сентября 2023 года.