Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Ангару "Сибирь Техник" в Толмачево - 50 лет!

17:10, 31.10.2014  etops

31 октября 1964 года актом государственной приемки сооружения, выданным Главным управлением Гражданского воздушного флота при Совете министров СССР, был сдан в эксплуатацию ангарный комплекс линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских, с которого и началась славная история создания современной базы технического обслуживания и ремонта авиационной техники в аэропорту Толмачёво. Вашему вниманию история развития ТОиР в Толмачево длинною в 50 лет.
Рисунок9



ЛЕГЕНДА
Есть несколько легенд происхождения ангара в Толмачево. По одной из версии ангар был перевезен из Порт-Артура, который советские войска покинули в 1950-х годах. Морское прошлое ангара звучит и в еще одной версии, по которой первоначально здание предназначалось для города Советская Гавань, где планировалось возвести морской док для строительства линкоров. В далеком 1958 году, после визита Н.Хрущева в Китай, политика государства меняется, все силы бросают на ракетостроение, и руководство страны принимает решение не строить в Совгавани морской док. По третьей версии — это бывший док для подводных лодок из Калининграда (Кенигсберга), по четвертой — бывший ангар немецкого авиазавода.
Причем немецкое происхождение ангара частично нашло подтверждение в заключении экспертов Сибирского Государственного университета путей сообщения (бывший НИИЖТ), проводивших очередное исследование технического состояния этого сооружения в 1997 году. В заключении сказано: «Каркас здания стальной, собран из вывезенных из Германии по репарации стальных элементов эллинга и отдельных элементов из проката производства бывшего СССР».

Основу каркаса ангара составляют три пространственные двухпролётные поперечные рамы, установленные с шагом 30м. Немецкий прокат, по всей видимости, применён в конструкциях только главных ферм и поперечных рам, материал которых имеет повышенные прочностные характеристики, структура стали представляет собой смесь перлита и феррита. Химический анализ стали подтверждает принадлежность материала к бессемеровский стали марки БСт6, в остальных элементах, включая решетку колонны, элементы связей и т.д. использована советская малоуглеродистая сталь типа ВСт3кп. Величина пролетов рам составляет 66,2метра, высота рам до низа от ригеля - 22 метра, размеры ангарной части 136 на 72 метра и в высоту 30 метров, общий вес металлоконструкций без ворот составляет 1780 тонн. К сожалению, вся исходная документация генпроектировщика проекта - ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» не сохранилась и по одной из версии уничтожена пожаром.

Строительство ангара


СТРОИТЕЛЬСТВО
Строительство ангара было начато в апреле 1960 года и завершилось осенью 1964. Ответственным застройщиком ангарного комплекса линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских (ЛЭРМ) выступил Толмачёвский аэропорт Западно-Сибирского управления ГА, подрядчиком — СУ-18 треста «Запсибтрансстрой». Ангар был сдан в эксплуатацию 31 октября 1964 года актом государственной приемки сооружения, выданным Главным управление Гражданского воздушного флота при Совете министров СССР. Комиссия по приемке здания постановила считать ангар принятым в эксплуатацию с общей оценкой «хорошо». В пристройках к ангарной части разместились ремонтные цеха и мастерские, цех лабораторных проверок, инструментальная кладовая, а также административные и бытовые помещения, включая ленинскую комнату, гардеробы, душевые, туалетные и курительные комнаты, медпункт. Была отдельная парашютная для укладки парашютов Ту-104, в технической комнате для учебных целей имелся двигатель РД3М-500 от Ту-104.

Здание ангара при строительстве было оборудовано водопроводом, канализацией, отоплением от центральной котельной, горячим водоснабжением, приточно-вытяжной вентиляцией, электроосвещением, электросиловым оборудованием, радиофикацией, часофиксацией, телефонами, сигнализацией, внутренними водостоками, системой подачи сжатого воздуха и дренчерной системой пожаротушения. Стоит особо отметить, что проектом сразу было заложено оборудование по обогреву пола в ангаре в местах стоянок ВС.
Тем не менее, для доведения температуры в ангаре до проектной и устранения появившихся в ходе эксплуатация дефектов в 1973 начат капитальный ремонт ангара. Интересный факт: в ходе ремонта для снятия металлоконструкций крыши и фонарей успешно использовали вертолет Ми-8 Новосибирского объединенного авиаотряда.

1

СТАНОВЛЕНИЕ И БУДНИ АНГАРА
Приказом № 14/л начальника Толмачевского аэропорта от 06.02.1960г. «О введении в действие штатного расписания по ЛЭРМ Толмачевского аэропорта» в связи с организацией ЛЭРМ в Толмачевском аэропорту с 01.02.1960г. назначен ВРИО начальника ЛЭРМЕМЕЦ Анатолий Григорьевич. Он возглавлял ЛЭРМ до 1971 года. Позже руководителями подразделения были ПРОТАСОВ Анатолий Федорович (1971-1975г.г.), ЛАПОХА Станислав Николаевич (1975-1978г.г.), ШИРЯЕВ Виктор Григорьевич (1978-1989г.г.), ТКАЧЕНКО Юрий Георгиевич (1989-1991г.г.).

Ввод в эксплуатацию ангара значительно улучшил условия труда сибирских авиатехников. До этого обслуживание самолетов в суровых условиях Сибири выполнялось на перроне. Как писал в 1991 году начальник бригады по обслуживанию Ту-104 Морозов В.С.: «Рядом со стоянками самолетов ставили палатку — это была наша «техкомната». На обед возили в гарнизонную столовую, а на месте, где построили ангар, у нас была раздевалка. Обслуживание проводилось под открытым небом и в 30-градусную жару, и в 40-градусный мороз, и при штормовых ветрах».
Домик авиатехников на перроне
С появлением ангара авиаторы выполняли технические работы под крышей. Ангар порой использовали просто как место для стоянки во время непогоды или в холодное время года. Тогда не было противобледенительной жидкости, и использовали технический спирт, для очистки стекол, в т.ч. для проливки водяной системы самолета. На техобслуживание в ангар помещалось до четырех самолетов типа Ту-104. В ангаре проводились работы по замене авиадвигателей, структурные ремонтно-восстановительные работы, замена топливных баков. Для размещения максимального количества самолетов в ангаре их, откровенного говоря, приходилось разводить «крыло в крыло».
За Уралом много кто обладал специалистами и возможностями выполнять ТОиР: Новосибирск, Красноярск, Иркутск Хабаровск. В Советском Союзе считалось, что в Новосибирске были лучшие авиационные специалисты, которые проходили подготовку в Москве, Троицке (Челябинская область), Иркутске и других учебных центрах.
Ангар и по оснащению, и по кадрам всегда был передовым. В ангаре работали 3 смены и 4 смены на пролете, в каждой смене по 30-50 человек – специалисты по двигателю, по управлению, по приборам, электрики, слесари. Обслуживание самолета осуществляли несколько бригад: планеристы, двигателисты, шассисты, электрики, прибористы, радисты.
С 70-х годов инженерная служба выросла до крупной авиационно-технической базы с современным ангарным комплексом, была освоена эксплуатация воздушных судов типа Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86, сформировался трудовой коллектив профессионалов высочайшего уровня, за свой труд многие инженеры и техники были награждены правительственными наградами.
00


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (Хроника 1960-х—2000-х годов)

1964 г.Авиаторы «Толмачево» получили в свое распоряжение ангар. У техсостава появилась возможность ускорить ТО АТ на участке трудоемких регламентов. Подготовка к сдаче ангара и изготовление наземного оборудования велись силами личного состава ЛЭРМ. Работники ЛЭРМ с большим воодушевлением взялись за освоение производственных помещений ангара: цеха лабораторных проверок и ремонта спецоборудования, цеха №3, ОГМ и инструментального участка.
Стоимость ангара составила 3 млн. 614 тыс. рублей. Первым воздушным судном, «переступившим» порог ангара, стал самолет Ту-104.
2
1965 г. Этап оборудования цехов и отделов и освоение производственных помещений ангара: в ремонтном цехе установлена и начала использоваться в работе установка УЗВ-10 для ультразвуковой промывки самолётных фильтров.Административная часть ангара
1966-1967 г.г.Авиаторы Толмачевского объединенного авиаотряда осваивают эксплуатацию самолетов Ан-24, Ил-18.
Обслуживание Ил-18 в АТБ
Июль 1967 г. Линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские были реорганизованы в авиационно-техническую базу (АТБ).
Испытание установки для расконсервации двигателей 1962г
Декабрь 1972 г. В АТБ организован участок обработки и анализа полетной информации (УОАПИ).
Рисунок10
4 августа 1974 г. Этот день знаменует собой начало особого периода в деятельности АТБ – эксплуатации самолета нового поколения Ту-154А. Самолет с бортовым номером
СССР-85070 принимала на заводе-изготовителе бригада во главе со старшим инженером Петельским Г.Н. Стоит отметить интенсивность поступления новых самолетов — каждый месяц по 1-2 ВС.
Рисунок11
В 1977 году АТБ выполнила самый большой за всю историю существования на тот период объем работ по техническому обслуживанию воздушных судов — 110 448 приведённых единиц.
3
14 апреля 1977г. Посадка в Толмачёво сверхзвукового Ту-144. АТБ оснастили всем наземным оборудованием, домкратами, и большим запасом компонентов и колёс. Оборудовали специальную стоянку (МС №41) для гонки двигателей НК-144. Обучили персонал.
Рисунок6
Декабрь 1978 г. На базе технической лаборатории АТБ создана лаборатория диагностики. Организация лаборатории знаменует собой начало нового этапа в эксплуатации авиатехники – эксплуатацию по техническому состоянию.
P1120909
Декабрь 1979 г. АТБ успешно завершила эксплуатацию «первенца» реактивной техники — самолета Ту-104. Борт СССР-42482 полностью отработал ресурс, отлетав 29 032 часа или 3 года и 4 месяца и установив рекорд по налету.
6
27 июня 1979 г. Встреча сверхзвукового самолета «Конкорд» авиакомпании «Эйр Франс», летевшего по маршруту Париж—Токио, с технической посадкой в Толмачево. На обратно пути, экипаж рассказал, что на маршрут Токио—Новосибирск они затратили 3 часа 25 минут из них 45 минут на сверхзвуке.
В октябре 1979 г. Сдано в эксплуатацию новое здание цеха №1, построенное силами работников АТБ. В этом же здании разместился сектор учета ПДО.
6 февраля 1980 г. В Толмачевском аэропорту впервые приземлился Ил-86, рассчитанный на 350 пассажиров. Осваивая новую технику, толмачевцы продолжали успешно эксплуатировать Ил-18: добились налета на среднесписочный самолет 3 614 часа — самого большого налета за всю историю эксплуатации Ил-18.
Сентябрь 1980 г. В адрес АТБ поступило благодарственное письмо заместителя министра гражданской авиации Машкивского И.Е., в котором отмечен труд коллектива АТБ во время массовых авиаперевозок 1980 г.
2.3
25 мая 1982 г. Начались регулярные полеты Ил-86. В этот день самолет СССР-86014 обслуживала бригада в составе инженеров Шерина Б.В., Щвецова И.В., Валевича Н.А., авиатехников Макеева В.И., Названова В.Г., Герасимова Ю.А., Гофмана А.А.
Август 1983 г. АТБ приступила к освоению грузового самолета Ан-26.
Март 1989г. В аэропорту Толмачёво совершил аварийную посадку Boeing 767 (B-2553) авиакомпании AirChina по причине внутреннего разрушения двигателя. Прибывшими техниками из КНР в составе 10 человек при технической поддержке специалистов АТБ, в ангаре был заменён двигатель.
31 августа 1989 г. В эксплуатацию Толмачевского объединенного авиаотряда поступил самолет Ил-86 (СССР-86105)
Ноябрь 1990 г. В АТБ выполнено первое периодическое ТО самолета Ил-86 (СССР-86105) по форме «Ф-1».7
1 декабря 1990 г. Прибытие в ТОАО первого самолета Ту-154М (СССР-85687).
6.5
Июль 1991 г.Разделение Толмачевского объединенного авиационного отряда на три самостоятельных предприятия, одним из которых было ЗСЦТОиР (Западно-Сибирский центр технического обслуживания и ремонта).
Май 1992 г. Создание авиакомпании «Сибирь» на базе Толмачевского Государственного летного предприятия (ТГЛП) и ЗСЦТОиР. Позднее ЗСЦТОиР переименован в авиационно-технический комплекс авиакомпании «Сибирь» (АТК).
P1130327
2 Июня 1992 г.Начало оперативного технического обслуживания самолётов Ту-154М авиакомпании «Сибирь» в Исламской Республике Иран, авиакомпании «Иран Эйр Турс» в г. Мешхед. Первый самолет полетевшим по этой программе, был RA-85699 (специалисты АТК: Дубников А., Дехаев В., Гофман А., Кушнаренко С.). И в течение 10 лет, до марта 2002 года, в состав экипажа включались специалисты АТК по 4 человека в рейс (2 техника и 2 инженера: СД и АиРЭО).
Ноябрь 1992 г. Оперативное техническое сопровождение международных чартерных рейсов по маршруту Дубаи, Фуджейра (ОАЭ) — Кампала, Аден, Джибути, Аддис-Абеба (Центральная Африка) на самолете Ту-154М авиакомпании «Сибирь».
1993-1996 г.г. В период массовых перевозок из Китая, применяли технологию модификаций Ил-86 авиакомпании «Сибирь» под грузовую компоновку салона. В первом и втором салонах убирали кресла, усиливали полы, балки, устанавливали сетки.
Сентябрь 1994 г. Начало сотрудничества по техническому обслуживанию самолетов Ил-86 авиакомпании «Синьцзяньские авиалинии» силами авиационно-технического комплекса авиакомпании «Сибирь».
Ноябрь 1999г. Создание линейной станции технического обслуживания в г. Мешхед. Освоили выполнение ТО ВС Ту-154М по форме «Б-четное» в Иране.
Февраль 2000г. Подготовка персонала к выполнению ТО самолета Ту-204.
8J658018
21 января 2002г. Авиационно-технический комплекс (АТК) преобразован в комплекс технической эксплуатации (КТЭ), в состав которого вошли АТБ в аэропортах Толмачёво и Внуково.
15
Осень 2002г. Проведение подготовки к сертификации на соответствие требованиям Европейских авиационных властей и получили одними из первых в России сертификат по правилам JAR-145.
9
2-3 апреля 2003г. Выполнение первого А-Сhеск на ВС типа AirbusА320 (P4-VNF). Работы такого уровня на данном типе ВС в аэропорту Толмачево выполнялись впервые.
Выполнение первого А-Сhеск на ВС типа Airbus А320 (P4-VNF
16 ноября 2004г.Образование компании ООО «Сибирь Техник».
11.5

PS: Спасибо, тем кто смог осилить много букв! Впервые такую большую работу проделал по истории авиации, мне было очень интересно пообщаться с ветеранами, покапаться в архивах и узнать много нового!

Не нравится
Нравится
источник: http://novosibirsk.livejournal.com/3206667.html     рейтинг: 0  

Городской Блог